Пасха, кровь на косяках, избавление. | Крестная смерть Христа, вечное прощение и искупление. |
Общий выход всего народа израильского из Египта. | Видимое сошествие Духа Святого на Апостолов, открытие общей двери спасения всем верующим. |
Синай, Закон. | Евангелия, другие новозаветные писания, распространение слова. |
Пустыня. | Борьба Христианского учения с ересями. |
Вход в обетованную землю. | Овладение духовным уделом каждым отдельным верующим. |
Смерть И.Навина и старейшин, помнивших Моисея. | Смерть Апостолов и первых христианских учителей. |
Уклонение в идолопоклонство окружающих народов. Начало бед и поражений израильского народа. | Официальное признание христианской церкви (новый смысл «христианства» и «церкви»). Смешение языческих форм с христианской терминологией. |
Пророки, предостережения о наказаниях. | Возникновение монашества и первые попытки реформации. |
Вавилонский плен. | Окончательное пленение миром земной церкви. Расцвет папства. Борьба за власть. Формальность внешнего служения. |
Возвращение из плена небольшого числа иудеев. | Индивидуальное освобождение из духовного плена земной«церкви» и формального «христианства» (Ис.48:20; Иер.50:8; Иер.51:6-10,45; Зах.2:7; 2Кор.6:14-18; Отк.18:4). |
Восстановление храма без ковчега. Формальное возобновление богослужения. | Реформация. Внешние, непринципиальные изменения. |
Синагоги. Различные течения в иудаизме. Практицизм евреев. | Быстрое размножение течений, деноминаций. Соединение с мирской культурой. Гуманизм. Стремление «соединить землю с небом» (или свести небо на землю). Участие в «судьбах народов». Борьба за мир и «за выживание». Теология освобождения. Рукоположение женщин. Лицемерие. Приспособленчество. |
В мире: расцвет и упадок античных цивилизаций, культур, философий. Полнота времени. | В мире: бурное техническое, научное и политическое развитие. Надвигающаяся угроза глобального экологического, социального и экономического краха при неистовой пропаганде достижений «человеческого прогресса». Глубокое разложение нравственности и морали, деградация личности, резкое расслоение общества. |
Приход Христа. | Второе пришествие. |
Многие полагают, что семь церквей, упомянутые в Отк.2 — 3, символически обозначают семь периодов в истории земной церкви. Но это даже не похоже на истину. Невозможно, напр. , указать такой момент, когда земная церковь из мертвого состояния (Сардис) перешла в состояние, к которому Господь не сделал ни одного замечания (Филадельфия). Очевидно, все эти послания относятся одновременно ко всем земным церквам в любое время («Дух говорит церквам...» — эти слова стоят в посланиях отдельным церквам, но обращены вместе с текстом каждого послания ко всем, следовательно, все послания обращены одновременно ко всем церквам).
Хотя каждая из этих церквей является своего рода светильником, и духов (Ангелов) этих церквей Господь держит в Своей руке, Сам Он находится где-то между ними (Отк.1:13; Отк.2:1; Отк.3:20, ср. Иоан.2:24), взывая к