Реми, де [Remy de Gourmont, 1858—1915] — французский писатель. В 1889 основал и вплоть до смерти редактировал орган символизма — «Mercure de France». Гурмон — плодовитый и многосторонний писатель. Крупную роль во французской лит-ре сыграли его философские очерки и критические статьи. Философия Г. адогматична и утверждает относительность всего сущего. Эстетические взгляды Гурмона — яркое выражение той тенденции к универсализму, к-рая возобладала во французской литературе конца XIX и начала XX вв. Позитивная наука и художественное творчество сливаются у Гурмона воедино; ему грезится идеал слияния всех проявлений человеческого духа. Г. — один из создателей художественной критики как жанра, но не меньшую художественную ценность имеют его натурфилософские и биологические этюды («Le physique de l’amour», 1908), его лингвистические опыты («Le probl?me du style», 1893, «L’esth?tique de la langue fran?aise», 1899 и др.) и историко-литературные работы. Он сочетает большую филологическую и историко-литературную эрудицию с популяризаторским дарованием; являясь, в общем, по своему методу эклектиком, все же дал немаловажные для истории литературы труды («Le latin mystique», 1902; «Dante, B?atrice et la po?sie amoureuse», 1909; критические издания Теофиля де Вио, Сирано де Бержерака, некоторых средневековых памятников, как напр. «Aucassin et Nicolette»). Один из лучших знатоков средневековья, он извлекает оттуда все, что может быть как-либо воспринято эстетом-европейцем XX в. Его «Promenades litt?raires» (Лит-ые прогулки, 1904—1914) представляют собой статьи о наиболее ярких лит-ых явлениях всех веков: он пишет о «фейных сказках» и о Бодлере, о Вилье де Лиль Адане, Маллармэ и Шекспире. Его «Livre des masques» (Книга масок, есть русский перевод) дает много портретов крупнейших деятелей современной ему литературы. «Новые веяния» 10-х годов XX века им уже не были затронуты. В области
95 эстетических оценок Г. остается верен своему адогматизму. Общественные движения и отражение их в литературе Г. игнорирует. Убежденный сторонник искусства для искусства, он выражал взгляды чуждой общественных интересов верхушки буржуазной интеллигенции, материально обеспеченной и пресыщенной, ищущей утонченных впечатлений. Ей, гурманствующей, скользящей по поверхности всех эстетических впечатлений, и потребовалось легкое, утонченное и жизнерадостное мировоззрение, ни к чему не обязывающее, и эстетика, согласно которой искусство — только один из видов наслаждения. Таким мировоззрением проникнуты и художественные произведения Г. И здесь в центре — ощущения. В своей лирике он чрезвычайно конденсирует гаммы цветовых и звуковых ощущений; песенность, повторы, метафоры играют у него большую роль; лучшим его лирическим произведением является «Le livre des Litanies» [1891], где сгущенная эротика сочетается с ярким пантеизмом. Стих Гурмона часто переходит в ритмованную прозу с «припевами». В его новеллах («Couleurs», «Choses anciennes», 1907) и романах («Les chevaux du Diom?de», 1896, «Sixtine», 1896, «Cu0153ur virginal», 1907) приемы стихотворного языка доминируют («prose artistique»), действие сосредоточено вокруг нескольких эпизодов, связанных с теми или иными ощущениями (как например цвета в «Couleurs»); чрезвычайно большую роль и здесь играет эротика, порою весьма рискованного свойства. Влияние Г. на лит-ру огромно, но он не создал школы; его писания гораздо большее воздействие оказывали на пассивно воспринимающего читателя, нежели на писателей-символистов, для к-рых он был прежде всего организатором и философию которых выражал в своих этюдах. Библиография : I. Главнейшие произведения Г., кроме указанных: 1. Философия: La culture des id?es, 1903; Le paganisme ?ternel (Вечное язычество), 1903; Promenades philosophiques, 1905; Epilogues: r?flexions sur la vie, 1909; Dans la tourmente, 1916. 2. Эстетика, критика, история лит-ры: Le chemin de velours, 1902; La po?sie populaire, 1910. 3. Лирика: Hi?roglyphes, 1886; Simone, 1907. 4. Новеллы и романы: Merlette, 1889; Une nuit ? Luxembourg, 1892; Le songe d’une femme, 1901; Proses moroses, 1903; Le p?lerin du silence, 1908; Lettres d’un satyre, 1913. Русские переводы: Леда и Джиоконда, Интимн. роман в письмах, перев. под ред. А. Волынского, изд. «Посев», СПБ., 1909; Цвета, русский перев. Вилькиной, с предисл. З. Венгеровой, М., 1910 («Универ. биб-ка»); Книга масок, под ред. М. Волошина, изд. «Грядущий день», СПБ., 1912. II. Г. А., Живое слово и клише, «Русск. мысль», 1902, XI (по поводу статей Реми де Гурмона о стиле); Луначарский А. В., Реми де Гурмон, газ. «Киевская мысль», 1911, № 258; Его же, Гурмон и Крокан, газ. «День», 1915, № 302; Его же, Этюды критические, Зап.-европ. литература, М., 1925; Coulon Marcel, La complexit? de Remy de Gourmont, «Mercure de France», 1909; Его же, Remy de Gourmont (ibidem, август, 1910); Escoube Р., La femme et le sentiment de l’amour chez Remy de Gourmont, 1923; Legrand-Chabrier, Remy de Gourmont et son u0153uvre, 1926; Escoube Р., Remy de Gourmont et son u0153uvre, 1927. III. Querlon P., de, Remy de Gourmont: biographie, suivie d’une bibliographie, 1923. А. Шабад