Значение слова ЖАММ в Литературной энциклопедии

ЖАММ

Франсис [Francis Jammes, 1868—] — французский поэт, принадлежащий к школе символистов. Р. в Рурнэ, в Верхних Пиренеях. По окончании училища служил делопроизводителем у нотариуса. В 1891 Жамм дебютировал «Шестью сонетами» (Six sonnets), за которыми почти ежегодно следовали маленькие сборники его стихов. С 1896 произведения Ж. систематически выпускало изд-во «Mercure de France», которым руководила группа символистов во главе с Реми де Гурмон и Гюстав Каном. Ж. — психологист-романтик. Принципы своей поэтики он раскрывает в «Поэзии» (Po?sie, 1901), где заявляет: «Форма моих стихов определена моими ощущениями». Эти ощущения связаны с окружающей его повседневной жизнью, которую поэт хочет опоэтизировать. В своих произведениях, написанных прекрасным по чистоте и музыкальности языком, Ж. выражает свою любовь к простому и наивному, чувство слитности с миром, проникнутым для Ж. «божественным началом», которому он смиренно поклоняется. Ж. сам подчеркивает связь своей поэзии с молитвой: «Господи, ты призвал меня среди людей, — восклицает он. — И вот я здесь. Я страдаю и люблю. Я говорю голосом, к-рый ты дал мне. И пишу словами, которым научил ты моих отца и мать, передавших мне их». В этом — сущность творчества Жамма: он пишет не стихи, а молитвы, акафисты и тропари. Это ярко выступает в его «Existences», «Жан Нуарэ» и в «Христианских Георгиках» (Les G?orgiques chr?tiennes, 1911). Наибольшей известностью пользуются его «Анисовое яблочко» (Pomme d’anis, 1904), «Роман одного зайца» (Le roman d’un li?vre) и «Мысль садов» (Pens?e des Jardins, 1906). Театру Ж. отдал дань пьесой типа моралитэ «Бедняк» [1911]. В последнее время он выпустил два романа: «Cloches pour deux mariages» [1924] и «Жано-поэт» (Janot-po?te, 1929). Последний роман посвящен автором «тем, кто еще верит в поэзию». В нем Ж. выступает защитником католической религии и старается доказать силу ее благодати. Идеолог дворянства, ясно выраженный консерватор и католик, Ж. стремится

107 утвердить ценность обыденного, повседневного существования, охладить всякие порывы к лучшему бытию, заменить отречением протест против установленного строя. Воспевая смирение и покорность, он пытается оживить память о поре дворянского господства, идеализирует — как интимные, семейные — отношения между хозяином, владельцем феода, и его подневольными рабами. Библиография: I. Произведения Ж., кроме указанных в тексте: De l’angelus de l’aube ? l’angelus du soir, 1888—1897; Un jour, 1895; Le deuil des primev?res, 1898—1900; El?gies, La jeune fille nue, Le po?te et l’oiseau, Po?sies diverses, Pri?res, 1901; Clairi?res dans le ciel, 1902—1906: Le triomphe de la vie, 1900—1901; Ma fille Bernadette, 1910; Jean de Noarric. II. De Regnier Henri, журн. «Mercure de France», 1897, mars; De Gourmont Remy, Les masques, livre II, 1898; Pilon Ed., Francis Jammes, «Mercure», 1907; Van Beber Ad. et L?autaud P., Po?tes d’aujourd’hui, P.; Walch G., Anthologie des po?tes contemporains, ?d. Delagrave, 1912; Lalou, Histoire de la litt?rature fran?aise contemporaine, ?d. Gr?s, P., 1923; Arland Marcel, Francis Jammes et sa po?sie, «Nouvelle Revue Fran?aise», 1929, f?vrier. С. Лопашев

Литературная энциклопедия.