Значение слова ГРЕГ в Литературной энциклопедии

ГРЕГ

Фернан [Fernand Gregh, 1873—] — Р. в Париже в семье известного парижского музыкального издателя. Его первое выступление на поэтическом поприще относится к 1892, когда он выпустил небольшой лит-ый журнал «Le Banquet» (Банкет), в котором принимали участие, среди других молодых талантливых поэтов того времени, Анри Барбюс, Марсель Пруст, Робер де Флерс и др. Поэзия Г. проникнута тоской и меланхолией. Несмотря на близость к символистам и Верлену (учеником к-рого Грег себя считал) поэзия Грега роднит его скорее с парнасцами. Даже когда его формальные приемы так четко напоминают верленовский стих, тематически он больше всего приближается к Сюлли-Прюдому. То же философствование, та же дряблая рассудочность и сентиментальность. В его творчестве отражается неустойчивость мелкобуржуазного интеллигента, проникнутого религиозно-мистическими переживаниями и верой в гуманитарные идеи. Г. — типичный представитель той мелкой торговой буржуазии Франции, к-рая уже с начала 90-х гг. чувствовала себя вытесненной универмагами, крупным капиталом и окончательно побежденной; она притихла, приуныла в тоске о прошлом хорошем житье и «добром старом времени», безвозвратно для нее ушедшем, и перед надвигающейся сменой новых форм жизни находила в себе лишь силы для слез, уныния и причитаний. Такова вся поэзия Грега. Поэт весьма незначительного таланта, но огромного тщеславия, Г. всю жизнь стремился занять выдающееся место во французской лит-ре и поэзии. Не учитывая, что всякое лит-ое или художественное течение несет в себе отражение глубоких классовых взаимоотношений и общественных настроений, Г. полагал, что достаточно придумать какую-нибудь привлекательную формулу и выпустить манифест, чтобы создать поэтическую школу. К такой попытке надо отнести его манифест о поэтическом «гуманизме», к-рый он выпустил под видом статьи в газете «Фигаро» в 1902. Но если ему удалось сгруппировать вокруг своих журналов «Banquet» [1892] и «Les Lettres» [1906] многих талантливых поэтов своего времени, то школы он все же не создал и остался одиночкой без последователей и даже без поклонников. Г. работал также в «Revue de Paris» со дня его основания [1894] и выполнял там функции секретаря редакции и фактического редактора. Сейчас Г. сотрудничает во многих толстых журналах и газетах («Revue des deux Mondes», «Comoedia» и др.) не только как поэт, но и как лит-ый и гл. обр. музыкальный критик. Г. уже несколько раз подряд выставлял свою кандидатуру в члены Французской академии.

723 Библиография: I. Главнейшие сборники стихов Г.: La Maison de l’enfance [1896]; La Beaut? de vivre [1900]; L’or des minutes [1910]; Couronne douloureuse [1917]; Pr?lude f?erique [1919]; Couleur de la vie [1923]. Лучшие образцы лирики Г. изд. в 1927 (Pages choisies de F. Gregh). Критика: La fen?tre ouverte [1902]; L’?tude sur V. Hugo [1904]. Перев. на рус. в кн. Тхоржевского И. И., Франц. поэты, СПБ., 1910. II. Гурмон Реми, де, Книга масок, СПБ., 1913; Луначарский А. В., Молодая французская поэзия, «Современник», 1913, VIII. С. Р.

Литературная энциклопедия.