Значение ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ АДАН в Литературной энциклопедии

Что такое ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ АДАН

[Comte Jean-Marie-Matthieu-Philippe-Auguste Villiers de l’Isle Adam, 1838—1889] — французский писатель. Последний потомок одного из древнейших аристократических родов, В. провел почти всю жизнь в нужде, бросался во всевозможные авантюры (с его именем связано много легенд) и порою вынужден был добывать себе хлеб даже в качестве «ходячей рекламы» мануфактурной фирмы и т. под. способами. Умер почти нищим. В лит-ре В. выступил в 1858 стихами («Deux Essais de Po?sie»), затем перешел к драме, роману и новелле. Роман «Isis» появился в 1862; в 1865, 1866 и 1870 — драмы: «Elen», «La R?volte», «Morgane»; с 1866 печатал в периодических органах свои новеллы, объединенные в 1883 в сборнике «Contes cruels» (Жестокие рассказы), явившемся началом высшего расцвета его творчества; к этому периоду относится еще ряд сборников его новелл («L’Amour supr?me», 1886; «Tribulat Bonhomet», 1887; «Histoires insolites», 1888; «Nouveaux contes cruels», 1888), роман «L’Eve future» [1886] и драматическая поэма «Ax?l» [1889]. В. принадлежал вместе с Верленом (см.) и Маллармэ (см.) к той ветви Парнаса (см.) , которая примкнула впоследствии к

233 символизму; особенно близко стоял В. к Барбэ д’Оревильи (см.) . Все творчество В., все его мировоззрение — живое отражение протеста против нового экономического уклада, против власти денег над каждым жизненным шагом человека, над всеми его помыслами и желаниями, к-рая так неприкрыто проявилась, когда во Франции пришла к власти буржуазия, и в особенности когда началась горячка роста крупной индустрии и банков, т. е. в период конца Второй империи и начала Третьей республики, в 60-е, 70-е гг. и в начале 80-х. Землевладельческая аристократия, сметаемая с общественной арены, могла лишь с ненавистью отнестись к новому строю. Сам же В. проникся ненавистью также и к культурным достижениям своей эпохи — к росту техники и положительного знания; ему чудилось, что они в грядущем превратят человека в машину; он язвительно высмеял это превращение в «Eve future» и во многих новеллах, проникнутых глубокой иронией. Выходом для В. явилось мистическое миросозерцание, превознесение ирреального над реальным. И этим определяется его художественная направленность мистика в условиях буржуазной современности. Два мистических течения владели В.: католицизм и оккультизм. Большое влияние на философские воззрения В. оказал Шопенгауэр с его пессимизмом и отрицанием жизни. В новеллах В. ирония является основным моментом в трактовке современных тем. «Жестокость» — мотив бессмысленного, немотивированного страдания — определяет собой тон вообще всех сборников В. Поистине бессмысленными и немотивированными представлялись ему страдания той общественной группы, к которой он принадлежал, в условиях нового строя. Многие из новелл В. отражают его оккультные тенденции и построены по принципу ирреалистической новеллы Эдгара По, оказавшего громадное влияние на творчество В.: под внешней, якобы реальной, сюжетной концепцией скрывается оккультная сущность сюжета; несмотря на возможность реального объяснения, факты сгруппированы так, чтобы заставить читателя не верить реальному объяснению. Сущность своей поэтики В. сам определил в словах: «если бы я не был парнасцем, я бы был классиком среди романтиков». И В., так часто разрабатывающий, подобно Э. По и Барбэ д’Оревильи, «новеллу ужасов», строит ее логически и лаконически; именно этим, а не нагромождением кошмаров, достигается то почти патологическое воздействие, которое новеллы В. производят на читателя. Влияние В. в мировой лит-ре очень значительно: особенно сказалось оно в 10-х и 20-х годах XX в. у писателей ирреального склада, типа Мак-Орлана во Франции, Г. Г. Эверса и Мейринка в Германии. К писательской группе, к-рая в 80-х гг.

234 примкнула к В., относятся: Гюисманс, Э. Элло, Л. Блуа, Пеладан. Библиография: I. Полное собр. сочин. В. изд. в 1922—1925 «Mercure de France»; на русск. яз. переведены: Тайны эшафота, из сб. «L’Amour supr?me», M., 1902; Жестокие рассказы, СПБ., 1909, 1912; Новые жестокие рассказы, М., 1911. II. Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Гурмон Реми, де, Книга масок, русск. перев., СПБ., 1913; Волошин Макс., Лики творчества, СПБ., 1914 (наиболее полная из русских работ о В.); Mallarm? S., Les miens, P., 1892; Gide Andr?, Pr?textes, P., 1905 и 1925; Chapoutot H., Villiers de l’Isle Adam, P., 1908; Rougemont E., de, Villiers de l’Isle Adam, P., 1910; Clerget F., Villiers de l’Isle Adam, P., 1913; Vander Meulen, L’id?alisme de Villiers de l’Isle Adam, P., 1925; Palgen R., Villiers de l’Isle Adam, auteur dramatique, 1925; Drougard E., «L’Intersigne» de Villiers de l’Isle Adam, Histoire du texte («Revue d’hist. litt. de la France», P., 1927, № 1). А. Шабад

Литературная энциклопедия.