метод в литературоведении, способ изучения литературы, при котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющий момент творчества. Б. м. часто связан с отрицанием литературных направлений и культивированием импрессионистического 'портрета' писателя в качестве основного критического жанра. Впервые применен французским критиком Ш. О. Сент-Бёвом ('Литературно-критические портреты', т. 1-5, 1836 - 1839). Своеобразное применение Б. м. нашёл в методологии И. Тэна и Г. Брандеса . К началу 20 в. сторонники Б. м. (Р. де Гурмон во Франции, Ю. И. Айхенвальд в России и др.) очистили его от 'посторонних элементов' (у Сент-Бёва они таковыми считали социальные и художественные идеи века; у Тэна - влияние расы, среды и момента; у Брандеса - характеристику общественных движений) и обратились к раскрытию 'сокровенного Я' художника в духе крайнего импрессионизма. Марксистское литературоведение признаёт Б. м. как вспомогательный приём исследования, изучая биографические элементы как один из источников художественного образа, значение и смысл которого шире 'материала', использованного в произведении.
Значение БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ
Что такое БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012