в литературоведении, изучающий словесное искусство как такую систему, элементы которой способны к интеграции и трансформации, возник под влиянием смежных дисциплин (в первую очередь лингвистики, семиотики, логики, этнологии) и за счёт переосмысления наследия русского ОПОЯЗ а , феноменологической эстетики (см. Феноменология , P. Ингарден ) и пр. В период 1930-х ( Пражский лингвистический кружок ) - начала 1960-х гг. С. рассматривал литературу как коммуникативный акт с установкой на выражение, сосредоточивался на функциональных зависимостях между элементами художественного произведения, выступающего в качестве такого иерархически организованного системного целого, внутренние связи которого могут быть сведены к двоичным (бинарным) отношениям, 1960-е гг. ознаменовались проникновением в литературоведение понятий и приёмов информации теории , математической логики , вероятностных и теоретико-множественных методов. Согласно Ц. Тодорову, С. отличается от классических подходов к словесному искусству тем, что исследует абстрактные возможности литературы как таковой, понимая художественный текст в качестве частного случая реализации этих возможностей. Ставится задача создать универсальную 'лингвистику речи' (ср. понятие 'металингвистика' у М. М. Бахтина), включающую в себя и литературоведение. Начинается изучение преобразований гипотетических глубинных структур художественного текста в поверхностные структуры. Большое внимание С. уделяет логике повествования, исследование которой предвосхитил В. Я. Пропп ('Морфология сказки', 1928). Вслед за Ю. Н. Тыняновым разрабатывается типология исторических связей, существующих между произведением и его социо-культурным окружением. В СССР (работы Ю. М., Лотмана, Е. М. Мелетинского, В. В Иванова, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского и др.) и европейских социалистических странах С. развивается как один из методов в ряду др. подходов к литературному произведению. Выступления структуралистов неоднократно оказывались в центре острых дискуссий.
Лит.: Симпозиум по структурному изучению знаковых систем, М., 1962; Труды по знаковым системам, в. 1-7, Тарту, 1964-1975; [Дискуссия о структурализме в литературоведении], 'Вопросы литературы', 1965, | 6; 1967, || 1 и 10; Структурализм: 'за' и 'против'. Сб. переводных ст., М., 1975; Хрестоматия по теоретическому литературоведению, 1, Тарту, 1976; [Серия монографий]: Approaches to Semiotics, The Hague, 1964 -; Qu'est-ce que le structuralisme-, P., 1968; 'Semiotica', Journal of the International Association for Semiotic Studies, 1969-: 'Poetique', Revue de theorie et d'analyse litteraires, P., 1970-; 'Poetics', International review for the theory of literature, The Hague - P., 1971-; Mukarovsky J., Cestami poetiky a estetiky, Praha, 1971: Essais de semiotique poetique, par A. J. Greimas, P., [1972]; Jakobson R., Questions de poetique, P., 1973; Eimermacher K., Arbeiten sowjetischer Semiotiker der Moskauer und Tartuer Schule (Auswahibibliographie), Kronberg, 1974.
И. П. Смирнов.