Значение СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

стихосложение (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение), одна из форм тонического стихосложения , основанное на регулярном чередовании сильных слогов, по которым распределяются ударения, и слабых, на которые ударения не падают. Основные размеры: двусложные, в которых между сильными слогами находится один слабый, - хорей - È - È - È... (знаком - обозначается сильный слог, знаком È слабый; пример: Буря мглою небо кроет) и ямб È - È - È -... (Пора, пора, рога трубят), и трёхсложные, в которых между сильными слогами располагается по два слабых, - дактиль - È - È - È... (Вырыта заступом яма глубокая), амфибрахий È - È - È - È... (Идёт вдохновенный кудесник) и анапест È - È - È -... (За великое дело любви). Названия размеров заимствованы из античного метрического стихосложения, в котором в том же порядке чередовались долгие и краткие слоги. Внутренняя структура двусложных размеров, с одной стороны, трёхсложных - с другой, одинакова; отличаются они анакрусой - ритмическим зачином, который измеряется количеством слабых слогов до первого сильного. В хорее и дактиле анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная. Русские теоретики 18-19 вв. делили силлабо-тонический стих на единообразные стопы, например хорей - È| - È| - È|... Однако стопная теория натолкнулась на одну особенность русского стиха: в хорее и ямбе ударения падают не на все сильные слоги и только последний слог всегда ударен. Например, в стихе 'Возлюбленная тишина' пропущено метрическое ударение на 2-й и 3-й стопах: È -¢| È -| È -| È -¢|. Объясняется это тем, что в русском языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога, а стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на слабый слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались понятием вспомогательных стоп: пиррихия È È и спондея - -, способных замещать основные. Так, в стихе 'Здесь в мире расширять науки' - - | È È | È - | È - | È первая стопа - спондей, вторая - пиррихий, остальные - ямбы. Большинство современных русских стиховедов отказались от стопной теории, продолжая; однако, пользоваться для удобства её терминологией. Пиррихии придают русским ямбам и хореям ритмическое разнообразие. В трёхсложных размерах среднее количество ударений приблизительно совпадает с количеством сильных мест, поэтому пропуски метрических ударений в них редки, зато сверхсхемные встречаются чаще.

В русской поэзии С.-т. с. было введено в поэтическую практику и теоретически обосновано в 30-е гг. 18 в. В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым, вытеснив существовавшее с середины 17 в. силлабическое стихосложение . Русские поэты употребляли стихи, содержащие от 2 до 6 сильных мест (стоп). Обычно все стихи одного стихотворения или равны по количеству стоп, или же регулярно чередуются. Особая форма силлабо-тонического стиха - вольный стих , преимущественно ямб, в котором неупорядоченно чередуются стихи от одностопных до шестистопных (басни И. А. Крылова; 'Горе от ума' А. С. Грибоедова); в вольных ямбах и хореях В. В. Маяковского можно встретить даже десятистопные стихи.

С.-т. с. в каждом языке, где оно существует, своеобразно. Так, в немецком языке в многосложных словах может быть несколько ударений, одно ударение приходится в среднем на два слога, поэтому пиррихии редки, ритмическое разнообразие создаётся чередованием ударений разной силы. В английском языке много односложных слов, поэтому в двусложных размерах многочисленны сверхсхемные ударения. В языках с постоянным ударением С.-т. с. встречается реже и менее упорядочено. Например, в чешских ямбах не обязательно ударение на последнем сильном слоге; в польском стихе часто встречается сдвиг ударения с сильного слога на слабый; такой силлабо-тонический стих можно считать переходной формой, сближающейся с силлабическим стихом.

Лит.: Белый А., Символизм, М., 1910; Жирмунский В. М., Введение в метрику, Л., 1925; Томашевский Б. В., О стихе, Л., 1929; его же, Стих и язык, М. - Л., 1959; Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958; Холшевников В. Е., Основы стиховедения, Л., 1972; Гаспаров М. Л., Современный русский стих, М., 1974.

В. Е. Холшевников.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.