Значение СТОПА (В СТИХОСЛОЖЕНИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

СТОПА (В СТИХОСЛОЖЕНИИ)

1) в стихосложении - повторяющееся сочетание метрически сильного места, или икта , и метрически слабого места в строке. С. является условной единицей соизмеримости строк, обладающих метром , т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых мест; такое чередование лежит в основе метрического (квантитативного) и силлабо-тонического стихосложения; в них и употребляется понятие С. При этом в метрическом стихосложении С. в стихе, как правило, равны по длительности, но могут быть неодинаковы по числу слогов (так, С. гекзаметра может иметь вид - È È или -), а в силлабо-тоническом стихосложении равны по числу слогов, но могут быть не одинаковы по числу и расположению ударений (так, С. ямба может иметь вид , или - -). Т. о., понятие С. в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении по сути дела имеет различное содержание.

2) В музыке - специализированное понятие, характеризующее строение музыкальных мотивов, их положение относительно сильной доли такта (музыкальная С.). Стопная характеристика давалась средневековым ритмическим модусам, ритмическим фигурам мензуральной системы и ритмическим рисункам тактовой системы (см. Метр , Ритм , Такт ) . Длительную традицию в музыке (до 20 в.) имеет квантитативное понимание С. Новое квалитативное её понимание (19-20 вв.) опирается на основные стопные формы силлабо-тонического стиха: ямб , хорей , дактиль , амфибрахий , анапест , пеоны .

Лит.: Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 3, вып. 1, М., 1907; Мазель Л. А., Цуккерман В. А., Анализ музыкальных произведений, М., 1967; Westphal R., Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach auf GnindlagederAntiken, Lpz., 1880. см. также лит. при ст. Стихосложение .

М. Л. Гаспаров, В. Н. Холопова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.