версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (стихи), соотносимые и соизмеримые между собою (см. Поэзия и проза ) . Проза также естественно членится на речевые такты ( колоны ) , но там это членение зыбко (одни и те же слова могут быть объединены в два коротких колона или в один длинный) и всегда совпадает с синтаксическим членением текста. В стихах же это членение на отрезки твёрдо задано (в устной поэзии - мелодией, в письменной - чаще всего графикой, т. е. записью отдельными строками) и может не совпадать с синтаксическим членением текста (несовпадение называется enjambement - перенос ) .
Заданное членение на стихи - необходимый и достаточный признак стихотворного текста. Тексты, никакой иной организации не имеющие, уже воспринимаются как стихи (т. н. свободный стих )и приобретают характерную стиховую интонацию - независимые от синтаксиса паузы на границах стихов, повышение голоса в начале стиха, понижение к концу. Кроме того, чтобы подчеркнуть соизмеримость стихов, строки их обычно упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически, т. е. через одну или несколько) по наличию тех или иных звуковых элементов. В зависимости от того, какие именно элементы выделяются в качестве такой основы соизмеримости, стихи относятся к той или иной системе С.
Основная единица соизмеримости стихов во всех языках - слог . Основные фонетические характеристики слога (слогового гласного) - высота, долгота и сила. Упорядочиваться может как общее количество слогов ( силлабическое стихосложение ) , так и количество слогов определённой высоты (мелодическое С.), долготы (квантитативное, или метрическое стихосложение ) и силы ( тоническое стихосложение ) . Т. к. обычно эти фонетические признаки более или менее взаимосвязаны, то упорядочивание одного из них упорядочивает до некоторой степени и остальные, поэтому возможны системы С., основанные на двух и более признаках. Чаще всего т. о. одновременно упорядочивается общее количество слогов в стихе и появление слогов определённой высоты, долготы или силы на определённых позициях этого слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение ) . Это упорядоченное расположение неоднородных ('сильных' и 'слабых') позиций в стихе называется метром . Т. о., всякое С. представляет собой систему упорядоченности отвлечённых звуковых признаков текста; обычно она поддерживается также системой повторений конкретных звуковых единиц текста - звуков ( аллитерация , ассонанс ) , слогов ( рифма ) , слов ( рефрен ) , а также грамматических конструкций ( параллелизм ) и пр.
Пример силлабического С. - сербскохорватский народный эпический стих: 10 слогов в стихе, обязательный словораздел ( цезура ) после 4-го слога, расположение ударений произвольное (но с тенденцией к нечётным позициям), расположение долгот и повышений тона произвольное, конец стиха ( клаузула ) отмечен долготой предпоследнего слога. Пример тонического С. - древнегерманский стих: 4 ударения в стихе (2 полустишия по 2 ударных слова), количество безударных слогов произвольное, расположение ударений и долгот - тоже, оба слова 1-го полустишия и первое слово 2-го полустишия объединены аллитерацией начальных звуков. Пример мелодического (точнее, силлабо-мелодическое) С. - китайский 5-сложный стих эпохи Тан: 4 стиха в строфе, 5 слогов в стихе, нечётные позиции (слабые) заняты слогами произвольного тона, чётные позиции (сильные) - одна слогом 'ровного', другая слогом 'неровного' (повышающегося или понижающегося) тона, причём 'ровному' слогу 1-го стиха соответствует на той же позиции 'неровный' во 2-м и 3-м и 'ровный' в 4-м стихе (и наоборот); 1-й, 2-й и 4-й стих объединены рифмой. Пример метрического (точнее, силлабо-метрического) С. - древнегреческий гекзаметр . 12 метрических позиций в стихе, нечётные (сильные) заняты 1 долгим слогом каждая, чётные (слабые) - 1 долгим или 2 краткими слогами каждая, последняя позиция - 1 произвольным слогом; долгий слог равен 2 единицам долготы, краткий - одной, так что весь стих (12-17 слогов) составляет 24 единицы долготы. Пример силлабо-тонического С. - рус. 4-стоп-ный ямб: 8 слогов в стихе, нечётные позиции (слабые) заняты безударными слогами (или 1-сложными ударными словами), чётные (сильные) - произвольными слогами, конец стиха отмечен обязательным ударением на 8-м слоге и допущением добавочных безударных слогов после этого ударения (женские и дактилические клаузулы).
Из примеров видно, что описание С. должно включать две области категорий: 1) определение упорядочиваемых звуковых элементов (т. н. просодия ) - какие звукосочетания считаются слогом, какие слоги считаются 'ровными' и 'неровными', 'долгими' и 'краткими', 'ударными' и 'безударными', 2) определение упорядоченности названных элементов [метрика (см. Метр ) и ритмика в собственном смысле слова]: на каких позициях такой-то тип слога или словораздел появляется обязательно (как константа ) , на каких - с возможными исключениями (как доминанта), на каких - лишь предпочтительно (как тенденция - например, ударные слоги среди произвольно заполняемых позиций). В ходе развития С. константы, доминанты и тенденции могут, усиливаясь и ослабляясь, переходить друг в друга; этим определяется смена систем С.
В разных языках различные системы С. развиваются в различной степени. Причины этого - двоякого рода: лингвистические и культурно-исторические. Лингвистические причины определяют в основном, какие системы С. избегаются в том или ином языке и какие просодические особенности приобретают системы, допускаемые в языке. Так, обычно избегаются системы, основанные на том звуковом явлении, которое в данном языке не фонологично (не смыслоразличительно): например, в русском языке, где не фонологичны высота и долгота звуков, не развилось мелодическое и метрическое С., а во французском языке, где не фонологично также и словесное ударение, не развилось и тоническое, и силлабо-тоническое С. Культурно-исторические причины определяют в основном, какие системы С., допускаемые в языке, получают действительное развитие в поэзии. Так, фонология древнегреческого или сербскохорватского языка допускала и мелодическое, и метрическое, и тоническое, и силлабическое С., а развитие получило в древнегреческом языке только метрическое, а в сербскохорватском только силлабическое и отчасти силлабо-тоническое С.; так, фонология русского языка допускает и силлабическое, и силлабо-тоническое, и тоническое С., а развитие они получили очень неодинаковое и неодновременное. Иногда культурно-исторические факторы оказываются сильнее даже языковых: так, тюрк. языки восприняли из арабского языка метрическую систему С. ( аруз ) , хотя долгота звуков в тюрк. языке не фонологична. Точно так же культурно-историческими причинами определяется предпочтительная разработка тех или иных стихотворных размеров в национальных С. Так, в европейских языках более длинные размеры (5- и 6-стопный ямб, 10-, 11-, 12-сложный силлабический стих) восходят к античному образцу ('ямбическому триметру'), а более короткие (4-стопный ямб, 8-сложный силлабический стих) сложились уже на новоязычной почве; поэтому в поэтических культурах, где античное влияние было непосредственным (итальянская, французская), общераспространёнными стали более длинные размеры, а в культурах, где античная традиция воздействовала лишь косвенно (германская, русская), - более короткие размеры.
История русского С. насчитывает три больших периода: до утверждения силлаботоники (17-18 вв.), господство силлаботоники (18-19 вв.), господство силлаботоники и чистой тоники (20 в.). До становления письменного стихотворства в 17 в. рус. поэзия знала 3 системы С.: 'свободный стих' церковных песнопений (иногда называется 'молитвословный стих'), промежуточный (насколько можно судить) между тоникой и силлаботоникой песенный стих (эпический и лирический) и чистотонический говорной стих (иногда называется 'скоморошьим'); последний и стал основным С. ранних (до 1660-х гг.) произведений русской поэзии, а в низовой, 'лубочной' литературе существовал и далее. В 17 - начала 18 вв. были сделаны три попытки усвоить иные системы С.: метрическую - по античному образцу (Мелетий Смотрицкий), силлабическую - по польскому образцу (Симеон Полоцкий и др.) и силлабо-тоническую - по немецкому образцу; наибольшее распространение получает силлабический стих, но к середине 18 в. его вытесняет силлаботонический и он почти полностью исчезает из практики. Основы русской силлаботоники вырабатываются в 1735-43 В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым; после этого она господствует в рус. поэзии почти безраздельно до конца 19 в., за её пределы выходят лишь немногочисленные эксперименты с имитациями античных и народных стихотворных размеров (гекзаметр, стих 'Песен западных славян' А. С. Пушкина и др.). Эволюция русской силлаботоники на протяжении 18-19 вв. идёт в направлении всё более строгой нормализации - ритмические тенденции стремятся стать доминантами, доминанты - константами: всё шире распространяются 3-сложные размеры ( дактиль , амфибрахий , анапест ) , сравнительно бедные ритмическими вариациями, а 2-сложные размеры ( ямб , хорей ) сокращают количество употребительных ранее ритмических вариаций; как реакция на это на рубеже 19-20 вв. возникает противоположная тенденция к ослаблению и расшатыванию стиховой организации. Силлаботоническое С. сохраняет господствующее положение, однако рядом с ним развиваются формы стиха, промежуточные между силлаботоникой и тоникой ( дольник , тактовик ) , формы чисто-тонического С. (акцентный стих) и свободный стих - явление, характерное и для современного стихосложения. Насколько характерно такое чередование тенденций к строгости ритма (до-силлабический стих - силлабический стих - силлаботоника 18 в. - силлаботоника 19 в.) и к расшатанности ритма (силлаботоника 19 в. - силлаботоника и тоника 20 в.) для внутренних законов эволюции всякого С., - при нынешнем состоянии сравнительного стиховедения ещё трудно сказать.
Лит.: Жирмунский В., Теория стиха, Л., 1975; Томашевский Б., О стихе, Л., 1929; его же. Стих и язык, М.-Л., 1959; Якобсон Р., О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским, Берлин, 1923: его же, Metrika, в кн.: Ottuv Slovnik Naucny. Nove Doby, Dodatky, d. 4, sv. I, Praha, 1936: его же. Studies in comparative Slavic Metrics, 'Oxford Slavonis Papers', 1952, v. 3; Тарановски К., Руски дводелни ритмови, Београд, 1953; Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958; Квятковский А. П., Поэтический словарь, М., 1966; Холшевников В., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Гаспаров М., Современный русский стих. Метрика и ритмика, М., 1974; Гончаров Б., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, М., 1973; Колмогоров А., Прохоров А., К основам русской классической метрики, в кн.: Содружество наук и тайны творчества, М., 1968; Теория стиха. Сб. ст., под ред. В. Жирмунского и др., Л., 1968; Штокмар М., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952: Сидоренко Г., Вiршування в укра©нськ© лiтературi, Ки©в, 1962; Хамраев М., Основы тюркского стихосложения, Алма-Ата, 1963; Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, М., 1971; Проблемы восточного стихосложения. Сб. ст. под ред. И. Брагинского и др., М., 1973; Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888; Янакиев М., Българско стихознание, София, 1960; Штокмар М., Библиография работ по стихосложению, М., 1933 (доп. в журн. 'Литературный критик', 1936, | 8-9); Versification: major language types, ed. by W. K. Wimsatt, N. Y., 1972; Hrabak J., Uvod do teorie verse, Praha, 1970: Poetyka. Zarys encykiopedyczny, dz. 3, t. 2 - Wiersz. Podstawowe kategorie opisu, pod. red. J. Woronczaka, Warsz., 1963; Heusler A., Deutsche Versgeschichte, Bd 1-3, В. - Lpz., 1925-29; Grammont M., Le vers français, ses moyens d'expression, son harmonie, 4 ed., Р., 1937; Poetics. Poetyka. Поэтика, т. 1-2, Warsz., 1961-66.
М. Л. Гаспаров.