Значение МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

стихосложение, квантитативное стихосложение, стихосложение , основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение. Наибольшее развитие получило в араб. стихосложении (см. Аруз ) и в античном. В античном М. с. единицей долготы в стихе служит доля - мора ; краткий слог (È) считается равным одной море, долгий слог (-) - двум. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопой . Важнейшие стопы: трёхдольные (трёхморные) - ямб (È -), хорей, или трохей (-È), трибрахий (È È È); четырёхдольные - спондей (- -), дактиль (-È È), анапест (È È -); пятидольные - бакхий с антибакхием (È - -, - - È), амфимакр (-È -) и 4 пеона (-È È È, È - È È, È È - È, È È È -); шестидольные - молосс (- - -, хориямб (-ÈÈ -), антиспаст (È - - È) и 2 ионика (È È - -, - - È È); семидольные - 4 эпитрита (È - - -, - È - -, - - È -, - - - È). В каждой стопе различается сильное место - арсис, или икт (обычно долгий слог), и слабое место - тесис (обычно краткие слоги); сильные места выделяются при произношении особым ритмическим ударением, фонетическая природа которого не совсем ясна. Короткие трёхдольные стопы (иногда и четырёхдольные) обычно объединяются в пары - диподии , где одна из стоп несёт усиленное ритмическое ударение. Стих, как правило, состоит из одинаковых стоп и носит соответствующее название: дактилический гекзаметр (6 стоп), ямбический триметр (3 диподии) и т.п. Однако в таком стихе равнодольные стопы могут заменять друг друга: так, в дактилическом гекзаметре стопа дактиля (-È È) может заменяться стопой спондея (- -). При перемене темпа произнесения могут заменять друг друга даже неравнодольные стопы: так, в ямбическом триметре ямб (È -) может заменяться убыстрённым спондеем (- -) и даже убыстрённым дактилем и анапестом (-È È,È È -). Всё это создаёт чрезвычайное богатство метрических вариаций в пределах постоянного такта - стопы. Метрическое разнообразие стиха усиливается использованием передвижной цезуры - словораздела, который рассекает одну из средних стоп и делит стих на 2 полустишия - одно с нисходящим ритмом (-È È...), другое с восходящим (È È -...).

Такие стихи употреблялись в эпосе и драме. В лирике наряду с ними употреблялись более сложно построенные стихи с переменными стопами - логаэды : здесь периодичность повторения стоп проявляется не в пределах одного стиха, а в пределах группы стихов - строфы (алкеева строфа, сапфическая строфа и пр.), подчас очень большого объёма и сложности (например, в хоровой лирике у древне-греческого поэта Пиндара). М. с. в античной литературе зародилось в древнейшие времена, когда поэзия была ещё нераздельна с музыкой; получила теоретическую разработку, когда стих отделился от пения; держалась, пока в лат. и греч. языках различались долгота и краткость слогов, а потом в средние века уступила место силлабическому и тоническому стихосложению, хотя по традиции греч. и лат. стихи в системе М. с. писались ещё долго. Подлинное звучание античных стихов в тоническом стихосложении невоспроизводимо; в т. н. 'переводах размером подлинника' принято передавать ударными слогами - ритмические ударения, а безударными слогами - слабые места стоп.

Лит.: Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888; Crusius F., Romische Metrik, 2 Aufl., Munch., 1955; Snell B., Griechische Metrik, 2 Aufl., [H. 1], Gott., 1957; Metryka grecka i lacinska, pod red. М. Dluskiej i W. Stizeleckiego. Wr., 1959.

М. Л. Гаспаров.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.