Значение ДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ в Литературной энциклопедии

Что такое ДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

иначе двусложные — размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей — сильной и слабой, или наоборот — слабой и сильной (U? U — хорей и U U? — ямб). Основным для них является то, что ударения они располагают только на нечетных по отношению к последнему ударению (константе, см. ) слогах; при этом очень часто сильные

170 доли стопы остаются без ударения или наоборот ударение попадает на слабые доли, напр. «а?дми?ра?лте??йска?я? и?гла??» и «То?гда?? че?рта??, взгля??д, вздо??х, цве??т, сло??во?». В этих случаях силлабо-тоническая теория говорит о «замене» ( см. «Ипостаса» ) основных стоп (ямб, хорей) — вспомогательными (пиррихий: U U и спондей: U? U? ); так в первом случае имеем — пиррихий, ямб, пиррихий, ямб; во втором — ямб, ямб, спондей, спондей; наконец бывают случаи, когда одна из основных стоп «замещает» другую, например: «Бо??й ба?ра?ба??нны?й, кли??ки??, скре??жет», где первая стопа ямба «заменена» хореем (см.) «Хориямб» . Чередование строк, внутри к-рых различным образом расположены ударения на нечетных слогах, и создает в основном ритмическое движение. Очень характерно для Д. р. тяготение к так наз. диподическому строению (по Сиверсу), когда ритмические ударения объединяются в группы (по два), причем одно из них сильнее другого (по типу): U U? U U?? U U? U U?? где U? подчиненное и U?? главное ударение, напр.:

U? U? U? U?

«Где все пути и все распутья

U? U? U??

Живой клюкой измождены».

В связи с этим часты и такие случаи, когда подчиненные ударения почти совсем опускаются, напр.: «Мы — роковые глубины,

Глухонемые ураганы

Упали в хлынувшие сны,

В тысячелетние туманы». А. Белый.

Однако каждое ударение в Д. р. может быть и самостоятельным, напр.: «Октябрь лег в жизни но?вой э?рой,

Властне?й века? разгороди?л,

Чем все? эпо?хи, че?м все ме?ры,

Чем Ренесса?нс и дни Атти?л». В. Брюсов.

В стихотворной практике эти модификации Д. р. обычно в той или иной степени совмещаются. Эд. Сиверс (Ed. Sievers, Rhytmisch-melodische Studien, H., 1912) предлагает называть Д. р. — ритмические ударения — самостоятельно моноподическим (или подическим) типом, в противоположность диподическому, где ударения делятся на главные и подчиненные; по его мнению, преобладание моноподического типа характеризует стихи со смысловой или повествовательной установкой, а диподического — стихи эмоционального, лирического характера. Это указывает на зависимость ритма от характера данного стиля или жанра. Д. p. в русской поэзии чрезвычайно распространены. Именно с них начали основатели русского силлабо-тонического стихосложения; первоначально у нас появился хорей (Тредьяковский, Эпистола к Аполлину, 1735), а затем и ямб (Ломоносов, Ода на взятие Хотина, 1739). Постепенно однако Д. р. вытесняются трехсложными размерами, а главное — современным чисто тоническим стихом. См. «Силлабо-тоническое стихосложение» , «Ритмика». Л. Т.

Литературная энциклопедия.