способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее
прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на
соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной стихотворной
интонацией. Стихосложение бывает 3 степеней сложности. 1) Тексты, не имеющие
иной организации, кроме членения на стихи, - свободный стих. 2) Обычно эта
организация существенно дополняется: строки стихов упорядочиваются,
уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию
тех или иных звуковых элементов. В силлабическом стихосложении основой
соизмеримости строк служит общее количество слогов в других системах
стихосложения - количество слогов определенной высоты (мелодическое
стихосложение), долготы (метрическое стихосложение) или силы (тоническое
стихосложение). 3) Системы стихосложения, основанные на нескольких признаках:
чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и
расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных
позициях слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-
тоническое стихосложение) это упорядоченное расположение неоднородных
("сильных" и "слабых") позиций (мест) в стихе называется метром. Таким
образом, стихосложение есть система упорядоченности отвлеченных звуковых
признаков текста обычно она подкрепляется также системой повторений
конкретных звуковых единиц текста - звуков (аллитерация), слогов (рифма),
слов (рефрен), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр. В
разных языках различные системы стихосложения развиваются в зависимости от
фонетического строя языка [так, в русском стихе невозможны мелодическое и
метрическое стихосложения, так как высота и долгота звуков в русском языке не
смыслоразличительны, или не фонологичны (смотри Фонология)] и от культурно-
исторических традиций и влияний (так, русское народное и раннее литературное
стихосложение было тоническим в 17 в. усвоено силлабическое, с 18 в. -
силлабо-тоническое стихосложение, в 20 в. рядом с ним возрождается чисто-
тоническое).