Значение САМОЗАРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТОВ ТЕОРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

САМОЗАРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТОВ ТЕОРИЯ

сюжетов теория' , антропологическая, или этнографическая теория, направление в фольклористике , возникшее в Англии в 60-е гг. 19 в., распространённое в мировой науке до начала 20 ч. Основоположники 'С. с. т.' - Э. Б. Тайлор и А. Ланг, крупнейшие представители: Э. С. Хартленд, Дж. Дж. Фрейзер , А. Б. и Л. Б. Гомм, Р. Р. Маретт (Англия), В. Манхардт, Г. Узенер, Э. Роде, А. Дитерих (Германия), С. Рейнак, Э. Дюркгейм (Франция), Ф. Боас (США) и др. (некоторые из этих учёных отошли впоследствии от 'С. с. т.' и стали основоположниками других школ: Дюркгейм - социологической, Боас - диффузионизма ). В России 'С. с. т.' оказала воздействие на Н. Ф. Сумцова, А. И. Кирпичникова и др., особенно - на А. Н. Веселовского , вместе с тем критически воспринявшего некоторые её положения.

Сходные явления в мифологии и фольклоре разных народов и рас (типы, мотивы, сюжеты) 'С. с. т.' объясняла общностью психических законов и закономерностей духовного творчества для всего человечества. Эту общность она выводила из 'тождественности человеческой природы' (Тайлор), т. е. лишь из антропологической сущности человека; ряд её представителей принимали во внимание также сходство условий быта разных народов и племён, вследствие чего она иногда формулировалась как 'теория бытового психологического самозарождения' (Веселовский); однако далее признания 'бытовых основ' фольклора они не шли. Знаменуя развитие фольклористики по сравнению с предшествующими ей теориями ( мифологической школой , миграционной теорией ), 'С. с. т. ' ещё не давала научно-материалистического объяснения генезису и развитию сходных явлений в фольклоре, обусловленных прежде всего сходством и общностью общественных отношений (см. Сравнительно-историческое литературоведение ). 'С. с. т.' ввела в фольклористику понятие 'пережитков' (survivals), обозначив им элементы 'первобытной культуры' (бытовые и религиозные отношения, суеверия и т. п.), унаследованные 'цивилизованными' нациями и сохранившиеся в современной культуре. Некоторые её представители (А. Ланг) сводили к 'пережиткам' сущность фольклора, что зачастую вело к его архаизации. В понимании истории фольклора сторонники 'С. с. т.' были эволюционистами. Богатство вводимых в науку фактов, широта сопоставлений, научная критика источников и объективность выводов, характерные для многих трудов представителей 'С. с. т.', позволяют считать её одним из высших достижений домарксистской фольклористики и сохраняют значение для современной науки.

'С. с. т.' представляет также интерес для историков мифологии и религии (разработанные гипотезы об анимизме, тотемизме, магии и пр.).

Ряд советских учёных считает понятие 'С. с. т.' неправомочным в качестве названия целого направления или школы; оно допустимо лишь для условного обозначения точки зрения (установки) учёных самых различных школ, которая противопоставляет миграционной теории самостоятельное зарождение сходных сюжетов у разных народов. В частности, такую точку зрения впервые обстоятельно обосновала английская антропологическая школа (Тайлор, Ланг и др.), хотя и для неё она остаётся лишь одним из моментов (аспектов) многогранного учения.

Лит.: Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М. - Л., 1938, с. 212-30; его же, Историческая поэтика, Л., 1940, с. 512-515; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963; Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; Lowie R, H., The history of ethnological theory, L., 1937.

В. Е. Гусев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.