Значение РЕНУАР ЖАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РЕНУАР ЖАН

(Renoir) Жан (р. 15.9.1894, Париж), французский кинорежиссёр. Сын художника П. О. Ренуара . С 1924 работает в кино. Первые фильмы: 'Дочь вод' (1924), 'Нана' (1926, по Э. Золя), 'Маленькая продавщица спичек' (1928, по Х. К. Андерсену). Звуковые фильмы Р. - 'Сука' (1931), 'Будю, спасённый из воды' (1931), 'Тони' (1934), 'Преступление господина Ланжа' (1935) и др. отражали подъём солидарности трудящихся, давали реалистическую картину жизни французского общества. Р. примыкал к движению Народного фронта (1935-38), руководил постановкой короткометражного фильма 'Жизнь принадлежит нам' (1936), сделанного по заказу французской компартии. Идеи Народного фронта нашли отражение в лучшем фильме Р. 'Великая иллюзия' (1937), действие которого происходит во время 1-й мировой войны 1914-18. Поставил 'Марсельезу' (1938), где воспроизведён эпизод Великой французской революции, 'На дне' (1936, по М. Горькому), 'Человек-зверь' (1938, по Золя), запрещенную в начале 2-й мировой войны 1939-45 комедию 'Правила игры' (1939). После капитуляции Франции жил в США. В 1952 вернулся на родину. Фильмы 50-х гг. отличаются театральной зрелищностью, обращением к историческому прошлому ('Золотая карета', 1952, по пьесе 'Карета святых даров' Мериме, 'Французский канкан', 1956, 'Завтрак на траве', 1959, 'Завещание доктора Корделье', 1960, и др.). Творчество Р. 30-х гг. оказало известное влияние на итальянский неореализм . В фильмах Р. участвовали его брат - Пьер Р. (актёр) и племянник - Клод Р. (оператор).

Лит.: Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960; Жан Ренуар. Статьи. Интервью. Воспоминания. Сценарий, [пер. с франц.], Сборник, М., 1972.

В. И. Божович.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.