Рихтер (Иоганн Павел Фридрих Richter, известный под псевдонимом ЖанПоль) знаменитый нем. писатель (1763 - 1825) Сын деревенского пастора,уроженец Баварии, он провел юность в лишениях, был студентом в Лейпцигеи, не окончив, вследствие бедности, курса, жил частными уроками; клитературе он обратился лишь в надежде добыть писательством средства кжизни. Еще во время студенчества он издал сатирические очерки:"Gronlandische Processe" (Берлин, 1783 - 1784), но ни это произведение,ни "Auswahl aus Teufels Papieren" (Гера, 1789) не имели большого успеха.Являясь здесь прямым подражателем Свифта и Гиппеля, Жан Поль отличаетсяот последнего глубоким сентиментализмом, который находит у неговыражение в излюбленной литературной форме сентиментального настроения -в идиллии. "Leben des Tergnugten Schulmeisterlein Wuz" (1790) проникнутауже характерными особенностями более крупных произведений Р.;субъективноавтобиографический элемент занимает в них и впоследствиивидное место. Разнообразная фантазия, чрезвычайная изобретательность,знание человеческого сердца, глубина чувства, богатство идей и дарпластического, яркого изображения, при недостаточном развитии чувствамеры - таковы свойства таланта Р., с большей еще силой выразившиеся вего следующем крупном произведении - "Die unsichtbare Loge" (1793),биографическом романе, который не был окончен автором, потому что вовремя его создания изменилось направление описываемых им событий.Оставив частные уроки, Р. был тогда безвестным школьным учителем вбаварском городке Шварценбахе. Громкая слава окружает его имя сразупосле его следующего произведения: "Hesperus oder 45 Hundspottage"(1795); сочувственное изображение героини романа делает его кумиром егосоотечественниц, к которым он так подходил своей сентиментальностью. Егообычный недостаток - неумение распределять материал, беспорядочныйхарактер, непоследовательность всего произведения - заметен и здесь, новыкупается чертами проникновенного юмора, вниманием к мелочам жизни ивдумчивым снисхождением к людским слабостям. Общее поклонение окружалоего в Байрейте, куда он ездил неоднократно в ближайшие годы; здесь онсошелся с Осмундом, купцом-евреем, благотворное влияние которогоотмечают биографы Р. Повторив в "Quintus Fixlein" (1796) свойизлюбленный сюжет - идиллическое изображение жизни учителя, - Р.напечатал неоконченные и менее удачные "Biographische Веlustigungeinunter der Gehirnschale einer Riesiu" (1796), приложение к которым,"Salatkirchweih in Obersees" - превосходный образец юмористической иреалистической идиллии. С этого же времени начинает выходить в светроман "Blumen-Frucht and Dornenstucke, oder Ehestand, Tod and Hochzeitdes Armen-Advocaten Siebenkas" (1796 - 97), где в двух героях -сентиментально-мягком и насмешливо-дерзком - явно отразиласьдвойственность натуры самого автора. Возрастающая известность Р.обращает на него внимание веймарского кружка; он получает оттуда деньгии приглашение приехать для личного знакомства. Но поездка Р. и радушныйприем двора не повлекли за собой сближения его с великими поэтами: Гетеи Шиллер были любезны, но холодны с даровитым писателем, который, всвоем буржуазном отрицании их "Kraftgenialitat", казался им лишьобразцом филистерства. От приглашения заняться воспитанием принцевГогенлоэ Жан-Поль отказался, находя, что посторонние занятия могутвредить его творчеству. В период времени с 1797 до 1804 г., Р. издал ряднаучных и художеств. произведений: "Jubelsenior", "Kampanerthal oderuber die Unsterblichkeit der Seele" (результат знакомства с критическойфилософией), "Palingenesien" (1798), "Jean Paul's Briefe undbevorstehender Lebenslauf" (1799 - статьи разнообразного содержания), "Clavis Fichtiana" (1800 -против Фихте) и др. Наконец, в 1802 г. он окончил многолетнюю работу над"Титаном" - главным произведением Р. В "Titan" (1800 - 1803, с дополн.:"Komischer Anhang zum Titan") излагается история развития нем. принца,который вырос, не зная, кто он, и должен облагодетельствовать страну,где ему суждено править. Истинный смысл книги - протест против идеалов"Sturm und Draugperiode", антититанизм. Герой - здоровый человек; вокругнего больные погибают: эфирная, одухотворенная Лиана, его первая любовь,экстравагантная титанида Линда, его вторая любовь, титаническийразвратник Рокайроль, его друг и соперник, гениальный юморист Шоппе,который руководил отчасти его воспитанием и кончил сумасшествием"(Шерер). Несмотря на некоторые реальные черты, выбор среды, малознакомой автору и несвойственной его "фламандскому" стилю, объясняетнеудачные стороны этого произведения. Автор как будто почувствовал это ив своих "Flegeljahre" (1804 - 1805) возвратился к юмористическомуизображению простой жизни. "Flegeljahre" повторяют мотив "Зибенкеза": издесь личность автора раздваивается в двух образах - неловком,сантиментальном, непрактичном Вальте и смелом, самонадеянном,язвительном Фульте. В это время Жан Поль, женившись в Берлине, жил вБайрейте и готовил к печати два научных труда, доставивших ему на родинетакую же известность, как и его художественные произведения. "Vorschuleder Aesthetik" (1804) занимает видное место в истории немецкой эстетики;общая система недостаточно ясна, изложение страдает неуместнойобразностью, но громадная начитанность и ряд тонких замечаний,интересных и теперь, сообщают труду большую ценность; особенное значениеимеют отделы о юморе, о комическом, и т. п. "Levana oder dieErzieрungsiehre" (1807) также ценна не общей системой, несамостоятельной и не новой, но множеством указаний опытного,наблюдательного и образованного практика. Вслед за этими работами ЖанПоль вновь обратился к публицистике, которою с жаром занимался вмолодости. Убежденный демократ и последовательный приверженец принципов1789 г., он имел особенное основание ратовать за них теперь, в годинупозорного угнетения родины ("Freiheitsbuchlein", 1805, "Dдmmerungen furDeutschland", 1809); свобода мысли была основным сокровищем, которого ондобивался; наряду с этим он не уставал проповедовать, что главнымусловием национального возрождения является нравственный подъем("Friedenspredigt an Deutschland", 1809). В то же время он начал рядмелких юмористических рассказов: "Des Feldpredigers Schmelzle Reise nachPlatz", "Dr. Katzenberger's Badereise" (1809), "Leben Fibels" (1811),"Der Komet oder Nicolaus Markgraf" (и. 820), в которых бичуютсяфантастические увлечения, столь свойственные немецким мечтателям.Сборник статей и рассказов "Museum" (1815), "Erinnerungen aus denschonsten Stunden fur die Letzten" (1815), "Kleine Bucherschau" (1825) -наиболее выдающиеся из его последних произведений. Перед смертью онготовил полное собрание сочинений, которое появилось впервые в 1826 - 28гг. (60 т., а вместе с посмертными произведениями - "Wahrheit aus Jean Paul's Leben", "Selina orier die Uusterblichkeitder Seele" и др. - 65 т.). Историко-литературное значение Жан Поляопределяется прежде всего его влиянием на романтическую школу: ее юмор,ее мотивы, ее намеренный беспорядок, исходящий из протеста противклассицизма, имеют в нем предшественника. На нем воспиталось отчасти иследующее литературное поколение; остроумие Берне, создавшего своемуучителю замечательный памятник в своей "Denkrede auf Jean Paul"(Эрланген, 1826, русск. пер. в "Сочинениях" Берне) носит явные следывлияния Жан Поля. Особого упоминания заслуживает стиль Р.,обеспечивающий ему прочное место в истории немецкой прозы. Ср. Forster,"Denkwurdigkeiten aus dem Leben J. P. F. Riehters" (1863); "Jean Paul,sein Leben und seine Werke" (Байр., 1862); Henneberger, "Jean PaulsAufenthalt in Meiningen" (1862), Spazier. "J. P. Richter" (1823); J.Plank, "J. Pauls Dichtung im Lichte unserer nationalen Eutwickelung"(1867); Wirth, "Richter als Padagog" (1863); Nerrlich, "J. Paul undseine Zeitgenossen" (1876 и 1889); Fr. Vischer, "Kritische Gange";Muller, "J. P. und seine Bedeutung fur die Gegenwart" (1894); письма Р.к Якоби (1828), Фоссу (1839), Ренате Отто ("An eine Jugendfreundin",1858); в рус. литер. : Белинский (изд. Павленкова, т. IV), Шахов, "Гётеи его время", биография в "Светоче" (1861, №3). Переводы в"Современнике" (1838. №12; 1841, № 22) и "Антология из Ж. П. Рихтера"(1844). Ар. Горнфельд.
Значение слова РИХТЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое РИХТЕР
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012