Значение слова ПАСТЕЛЬ в Словаре терминов изобразительного искусства

Что такое ПАСТЕЛЬ

- (от итальянского pastello, уменьшительное от pasta - тесто) 1. Живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из стертых в порошок пигментов с добавлением камедей (гуммиарабик, трагакант), молока, иногда мела, гипса и т. д. 2. Произведение, выполненное в этой тенике. Пастельными карандашами рисуют на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте, замше, пергаменте. Красочный слой иногда закрепляют фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый пульверизатором). Художественный эффект пастели основан на особой силе, чистоте и мягкости красок, сохраняющих, как правило, первоначальную свежесть. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Происхождение пастели гипотетически относят ко 2-й половине XV века, когда возник интерес к многоцветному рисунку. Мастера пастели XVI-XVII вв. (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Каррачи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн Младший в Германии, Д. и П. Дюмустье, Н. Ланьо во Франции) не переступали традиций чистого рисунка. С конца XVII века усиливаются живописные тенденции. Тонкость и изящество техники, свойственная ей мягкая декоративность привлекали к пастели таких мастеров XVIII века, как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж.Б. С. Шарден, Ж. Б. Перроно во Франции, А. Р. Менгс в Германии. В XIX веке - Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и особенно Э. Дега во Франции, М. Либерман в Германии, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. Серов в России. В XX веке - П. Боннар, Ж. А. Вюйяр во Франции, М. Кэссетт в США, Х. ван де Велде в Нидерландах и др.

(Илл. Э. Дега. Купание. 1886 г.)

Словарь терминов изобразительного искусства.