Значение МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ

Павел Степанович [3(15).11.1800, Москва, - 16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца - видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра - С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника ('Эдип в Афинах' Озерова) был принят в 1817 на московскую императорскую сцену (с 1824 - Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, М. придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях П. Корнеля (Гораций - 'Гораций'), Вольтера (Танкред - 'Танкред'), М. не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал - 'Фингал'; Димитрий Донской - 'Димитрий Донской') были для М. переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, М. захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей М. в мелодраме и романтической драме: Юлий ('Железная маска' Цшокке), Жермани ('Тридцать лет, или Жизнь игрока' Дюканжа), Кин ('Кин, или Гений и беспутство' Дюма-отца), Бидерман ('Смерть или Честь' Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, М. нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама 'Ненависть к людям и раскаяние' Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у М. в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор ('Разбойники', 1828) и Фердинанд ('Коварство и любовь', 1829). Важнейшее место в творчестве М. занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло ('Отелло', 1837), Лир ('Король Лир', 1839), Ричард III ('Ричард III', 1839), Ромео ('Ромео и Джульетта', 1841). Крупнейшим созданием М. был образ Гамлета ('Гамлет' Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х гг. драма Гамлета была для М. драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление М. стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского '-Гамлет|, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета' (1838). М. проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, М. исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм А. С. Пушкина 'Бахчисарайский фонтан' и 'Цыгане'. Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина 'Чёрная шаль' (с музыкой А. Н. Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей М. - Чацкий ('Горе от ума' Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества М. велась ожесточённая идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и её национальным самоопределением. М. способствовал утверждению в театре непосредственности актёрского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства М. был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский. А. И. Герцен писал: 'Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России' (Собрание соч., т. 17, 1959, с. 268-69). К. С. Станиславский видел в М. одного из гениев мирового театра.

Лит.: Соболев Ю. В., Павел Мочалов, М., 1937; Белинский В. Г., О драме и театре, М. - Л., 1948; Павел Степанович Мочалов. [Сборник], М., 1953; Дмитриев Ю., Мочалов - актёр-романтик, М., 1961.

Т. М. Родина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.