Значение СКОБЕЛЕВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

Что такое СКОБЕЛЕВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Скобелев Михаил Степанович ( 1887 - 1937 ), священник , священномученик .

Память 18 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских .

Родился 14 ноября 1887 года в селе Бикалиха Тверской губернии в семье благочестивых крестьян Степана и Евдокии Скобелевых. Родители Михаила, постаравшись дать ему хорошее образование, отдали его в учительскую школу в Новгороде . После ее окончания он решил избрать путь служения святой Православной Церкви. В 1910 году Михаил Степанович был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рамешки , с которым оказалась связана впоследствии вся его жизнь и исповеднический подвиг [1] .

В 1925 году принял рукоположение в сан священника ко храму, где пятнадцать лет прослужил диаконом.

В самом начале очередного этапа гонений, в 1929 году, о. Михаил был арестован, обвинен в неуплате налогов и приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и к пяти годам ссылки [2] . Жестокие условия лагеря и ссылки не сломили волю священника, и в 1935 году он вернулся служить в свой храм в село Рамешки .

И сразу же начались преследования. Власти, не имея против священника обвинений политических, потребовали от него уплаты непосильного налога, чтобы затем за невыполнение его арестовать. В 1936 году они ему дали задание - заготовить корм для скота, и норму дали заведомо такую, чтобы священник не справился с ней, но затем заменили задание выплатой денег на заем. Отец Михаил не в силах был уплатить и этих денег, он обратился на службе к прихожанам с просьбой помочь ему: "Прошла одна буря, Бог заступился за нас, и власти сняли задание по корью, но после тихой погоды снова наступает буря, с которой, я думаю, мы как-нибудь справимся и соберем деньги на заем" [3] .

Противостоя безудержной пропаганде безбожия, о. Михаил в проповеди на Рождество Христово в начале 1937 года призвал прихожан не верить богохульникам, которые говорят, что нет Бога, а между тем сами летосчисление ведут от Рождества Христова. Эти слова впоследствии были выставлены как доказательство тяжелейшего преступления священника против властей.

В 1937 году власти стали активнее искать повод к закрытию храма. Одним из таких поводов, которым пользовались почти все руководители сельсоветов и райисполкомов, - было закрытие храмов под предлогом аварийного состояния здания и необходимости ремонта. Когда в июне 1937 года такое предложение возникло и относительно рамешковской церкви, прихожане отправились в райисполком отстаивать храм. Власти уступили, но 17 июля арестовали о. Михаила, и тогда под предлогом отсутствия священника храм был закрыт.

Сразу же после ареста он был препровожден в Тверскую тюрьму и здесь жестоко допрошен.

- Вы обвиняетесь в систематической антисоветской агитации, направленной на подрыв существующего строя. Признаете ли себя в этом виновным? - спросил следователь.

- Виновным себя не признаю, - ответил о. Михаил.

- Ваши показания ложны, следствие от вас требует правдивых показаний о вашей антисоветской агитации.

- Никакой агитации я не вел и виновным себя не признаю [4] .

Возможно, следователем были применены к священнику пытки, которые сделали невозможным дальнейший допрос, но когда о. Михаил пришел в себя, допрос был продолжен.

- Ваши предыдущие показания ложны, следствие располагает материалами о вашей антисоветской агитации и требует правдивых показаний о вашей контрреволюционной работе. Признаете ли себя виновным?

- Антисоветской агитации я никакой не вел и виновным себя не признаю.

- Ваши показания неверны, так как 28 ноября 1935 года, во время исповеди, вы вели агитацию против колхозов, призывая колхозников выходить из колхозов. Признаете ли себя виновным?

- Среди верующих на исповеди я никакой агитации против колхозов не вел и виновным себя не признаю.

- В этот день среди исповедавшихся граждан вы вели пораженческую антисоветскую агитацию против существующего строя и его руководителей. Признаете ли себя виновным?

- Таких слов я среди исповедавшихся у меня граждан не говорил и в антисоветской агитации виновным себя не признаю.

- 5 июля 1936 года вы в церкви говорили проповедь, в которой выражали антисоветские взгляды против заготовок и займа. Признаете ли себя виновным?

- Агитации против заготовок и займа не вел и виновным себя не признаю.

- В конце 1936 года вы дискредитировали как центральные, так и областные и районные газеты, называя их ложью. Признаете ли себя в этом виновным?

- В дискредитации газет виновным себя не признаю.

- 7 января 1937 года вы сказали антисоветскую проповедь, в которой дискредитировали районных руководителей, существующий строй и его руководителей. Признаете ли себя виновным?

- Антисоветских проповедей я не говорил и виновным себя не признаю.

- В начале 1937 года, в связи с событиями в Испании, вы вели пораженческую антисоветскую агитацию против народного фронта Испании и против советского правительства. Признаете ли в этом себя виновным?

- Я вообще никакой антисоветской агитации не вел и виновным себя не признаю.

- Ваши показания ложны, вы изобличаетесь свидетельскими показаниями, дайте следствию правдивые показания.

- Антисоветской агитации не вел, виновным себя не признаю и больше показать ничего не могу [5] .

27 сентября Тройка НКВД приговорила о. Михаила к расстрелу. Священник Михаил Скобелев был расстрелян 1 октября 1937 года [6] .

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. - Тверь: "Булат" , 1999 год, стр. 224-226.

http://fond.ru/book/book3/3-32.htm

[1] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 25572-С. Л. 5.

[2] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 25572-С. Л. 5.

[3] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 25572-С. Л. 15.

[4] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 25572-С. Л. 10.

[5] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 25572-С. Л. 5.

[6] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 25572-С. Л. 22-23.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.