(Mill) Джон Стюарт (20.5.1806, Лондон, - 8.5.1873, Авиньон), английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Сын Джеймса Милля , под руководством которого получил всестороннее образование. С 1823 по 1858 служил в Ост-Индской компании. В 1865-68 член палаты общин, где поддерживал либеральные и демократические реформы.
Мировоззрение М. складывалось под влиянием политической экономии Д. Рикардо , утилитаристской доктрины И. Бентама , философии Дж. Беркли и Д. Юма и ассоциативной психологии Д. Гартли и Джеймса Милля. Его философские взгляды изложены в 'Рассмотрении философии сэра Вильяма Гамильтона' (1865, рус. пер. 1869), где М. с позиций феноменалистического (см. Феноменализм ) позитивизма возражает английским априористам. Всё знание проистекает из опыта и его предметом являются наши ощущения. Материя, по М., - лишь постоянная возможность ощущений, а сознание - возможность их переживаний. Разделяя ряд философских и логических установок позитивизма О. Конта , М. отвергал его социально-политическую доктрину, в которой усматривал систему духовного и политического деспотизма, игнорирующую значение человеческой свободы и индивидуальности ('Огюст Конт и позитивизм', 1865, рус. пер. 1867).
Основные сочинения М. 'Система логики' (т 1-2, 1843, последний рус. пер. 1914) содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В ней М. излагает учение об именах и предложениях, о дедуктивном (силлогистическом) умозаключении, об индукции и методах индуктивного исследования причинной зависимости, о вспомогательных для индукции приёмах познания, о заблуждениях, о логике 'нравственных наук'.
В этике ('Утилитарианизм', 1863, последний рус. пер. 1900) М. также исходит из концепции опытного происхождения нравственных чувств и принципов. Развивая утилитаристскую этику Бентама, согласно которой ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием, М. признаёт не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. В общественной жизни люди должны учитывать взаимные интересы, что дисциплинирует их эгоизм. Развитое нравственное чувство обнаруживается поэтому в стремлении к достижению не максимума личного счастья, а 'наибольшей суммы общего счастья'.
А. Л. Субботин.
Осуждая пороки капиталистического строя (культ денег, имущественное неравенство, низкий жизненный уровень трудящихся), М. стоял на позициях буржуазного реформизма. В труде 'Основания политической экономии и некоторые приложения их к социальной философии' (1848, рус. пер., т. 1-2, 1865) М. стремился дать систематизированное изложение идей современной буржуазной политической экономии. Пытаясь избежать противоречий, характерных для классической политической экономии, М. эклектически объединил её положения с вульгарными взглядами Ж. Б. Сея , Н. Сениора , Т. Мальтуса , что было подвергнуто критике К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 17, 624-25, прим.).
Л. Г. Суперфин.
Соч.: Letters, v. 1-2. L., 1910; в рус. пер. - О свободе, 2 изд., СПБ, 1906; Рассуждения и исследования политические, философские и исторические, ч. 1-3, СПБ, 1864-1865; Размышления о представительном правлении, в. 1-2, СПБ, 1863-64; Англия и Ирландия, Хар., 1873; Подчиненность женщины, СПБ, 1906; Автобиография, М., 1896.
Лит.: Россель Ю., Д. С. Милль и его школа, 'Вестник Европы', 1874, | 5, 6, 7, 10, 12; Туган-Барановскиq М., Д. С. Милль. Его жизнь и учено-литературная деятельность, СПБ, 1892; Зенгер С., Д. Ст. Милль, его жизнь и произведения, пер. с нем., СПБ, 1903; Чернышевский Н. Г., Очерки из политической экономии (по Миллю), Полн. собр. соч., т. 9, М., 1949; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в., М., 1959; Anschutz R. P., The philosophy of J. S. Mill, Oxf., 1953; Britton K., J. S. Mill, L., 1953; Packe M. S., The life of J. St. Mill, N. Y., 1954; Ryаn A., The philosophy of J. S. Mill, L., 1970; McCIoskey Н. J., J. S. Mill, N. Y., 1971.