Значение ГОЛСУОРСИ ДЖОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ГОЛСУОРСИ ДЖОН

(Galsworthy) Джон (14.8.1867, Лондон, - 31.1.1933, там же), английский писатель. Сын юриста. Закончил Оксфордский университет. Литературную деятельность начал как неоромантик (сб. 'Четыре ветра', 1897; романы 'Джослин', 1898, 'Вилла Рубейн', 1900). Роман Г. 'Остров фарисеев' (1904) положил начало серии социально-бытовых романов: 'Усадьба' (1907), 'Братство' (1909), 'Патриций' (1911), 'Фриленды' (1915). В романе 'Тёмный цветок' (1913) тонко раскрыты интимные переживания. Одновременно Г. создал пьесы с острыми социальными конфликтами: 'Серебряная коробка' (1906, изд. 1909), 'Борьба' (1909), 'Справедливость' (1910) и др. Позднее у Г. возникает идея создания цикла о судьбах одной буржуазной семьи - Форсайтов. Зародышем цикла стала новелла 'Спасение Форсайта' (1901), за которой последовал роман 'Собственник' (1906) - реалистичная картина буржуазных нравов так называемого викторианского периода. Критика буржуазных семейных отношений перерастает здесь в обличение всего собственнического мира. За новеллой 'Последнее лето Форсайта' (1918) Г. пишет романы 'В петле' (1920) и 'Сдаётся внаём' (1921), составившие вместе с 'Собственником' и новеллой 'Пробуждение' (1920) трилогию 'Сага о Форсайтах' (1922). Затем рождается вторая трилогия о Форсайтах - 'Современная комедия', состоящая из романов 'Белая обезьяна' (1924), 'Серебряная ложка' (1926), 'Лебединая песнь' (1928) и новелл 'Идиллии' (1927) и 'Встречи' (1927). К этому циклу примыкает сборник рассказов 'На форсайтской бирже' (1930). Отдельные члены этой семьи появляются и в третьей трилогии Г. 'Конец главы', состоящей из романов 'Девушка-друг' (1931), 'Цветущая пустыня' (1932) и 'Через реку' (1933). После 1-й мировой войны 1914-18 Г. написал несколько драм, в том числе 'Мёртвая хватка' (1920) и 'Верность' (1922). Хотя позиция Г. ограничена его верой в незыблемость буржуазного строя, верность реализму привела к тому, что созданная им панорама правильно отразила постепенный упадок английской буржуазии. Но если в довоенный период в сочинениях Г. подвергался критике главным образом хищнический эгоизм Форсайтов, то после войны писатель особенно отмечает утрату молодым поколением буржуазии твёрдых нравственных устоев и неумение понять действительность. На формирование его художественного метода решающее влияние оказали Ч. Диккенс и У. Теккерей, Г. Мопассан, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой; в драме - Г. Ибсен и Г. Гауптман. Выступая и как публицист, Г. выражал гуманистические взгляды, а в своих критических статьях развивал принципы реализма ('Гостиница спокойствия', 'Канделябра'). Нобелевская премия (1932).

Соч.: Works, v. 1-30, L., 1923-36; Letters. 1900-1932, ed. by E. Garnett, L., 1934: в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-12, Л., 1929; Собр. соч., т. 1-16, М., 1962; Сага о Форсайтах, т. 1-2, М., 1956: Новеллы, М., 1957; Драмы и комедии, М., 1956.

Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958: Аникст А. А., История английской литературы, М., 1956; Дьяконова Н. Я., Джон Голсуорси. 1867-1933, Л. - М., 1960; Воропанова М. И., Джон Голсуорси, Красноярск, 1968; Джон Голсуорси. Биобиблиографич. указатель, сост. И. М. Левидова, М., 1958; Marrot Н., The life and letters of John Galsworthy, L., 1935: его же, A bibliography of the works of John Galsworthy, L., 1928; Sauter R., Galsworthy, the man. An intimate portrait, L., 1967.

Ю. И. Кагарлицкий.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.