(от лат. utilitas v польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения некоторых слоев англ. либеральной буржуазии. И. Бентам , основоположник У., считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и внеисторического понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии 'наибольшему счастью' (удовольствию) для 'наибольшего числа людей' и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отдельных лиц. По словам Маркса, Бентам '... отождествляет современного филистера v и притом, в частности, английского филистера v с нормальным человеком вообще. Все то, что полезно этой разновидности нормального человека и его миру, принимается за полезное само по себе' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 623, прим.). Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводил проблему морального выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и страданий, которые могут повлечь за собой различные действия. Дж. Ст. Милль попытался сгладить эгоистические моменты этики У. и пришёл в итоге к эклектическому сочетанию различных принципов.
Лит.: Милль Д. С., Утилитарианизм, пер. с англ., 3 изд., СПБ, [1900]; Stephen L., The English utilitarians, v. 1v3, L., 1900. см. также лит. при статьях Бентам , Дж. Ст. Милль .
О. Г. Дробницкий.