Значение слова ТЕАТР в Большом российском энциклопедическом словаре

ТЕАТР

ТЕ́АТР (от греч. theatron - место для зрелищ, зрелище), род иск-ва, специфическим средством выражения к-рого является сценич. действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой. Произведение совр. театрального иск-ва - спектакль - создаётся на основе драм. или муз. сценич. произведения в соответствии с замыслом режиссёра (в балете - балетмейстера и дирижёра, в опере, оперетте - режиссёра и дирижёра) и под его руководством совм. усилиями актёров, а также художников и др. Истоки Т. - в древних игрищах, массовых обрядах. Разнообразные формы зрелищ с использованием сценич. техники существовали в Др. Греции, Индии, Китае, Японии и др. В ср. века осн. носителями театрального творчества были бродячие актёры. С древнейших времён известен также Т. кукол. Первый проф. европ. Т. эпохи Возрождения - итал. комедия масок (комедия дель арте, 16-17 вв.). С эпохи Возрождения Т. становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в гор. культурных центрах, его стимулирует творчество великих драматургов (У. Шекспир, Л. де Вега, П. Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Мольер, Ж. Расин, Г. Лессинг, П.О. Бомарше, Ф. Шиллер, А.Н. Островский и др.). В 18- 19 вв. в Т. играли выдающиеся актёры: Д. Гаррик, Э. Терри, Г. Ирвинг (Великобритания), Ф.Ж. Тальма, С. Бернар (Франция), Э. Дузе, Т. Сальвини, Э. Росси (Италия), П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, Садовские, А.Е. Мартынов, М.Н. Ермолова (Россия) и др. На рубеже 19 и 20 вв. появляется "новая драма" (Г. Ибсен, А. Стриндберг, Г. Гауптман, М. Метерлинк, А.П. Чехов), возникает режиссёрский театр. К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко осуществили имевшую мировое значение театральную реформу (постановка пьесы "Чайка" Чехова, Моск. Худ. т-р, 1898). В 1-й пол. 20 в. наиболее значительные театральные искания связаны с творчеством В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова (Россия), М. Рейнхардта, Э. Пискатора (Германия), Г.Э.Г. Крэга (Великобритания) и др., во 2-й пол. 20 в.- Ж. Вилара, Ж.Л. Барро (Франция), П. Брука (Великобритания), Э. Де Филиппо, Дж. Стрелера (Италия), Г.А. Товстоногова, А.В. Эфроса, О.Н. Ефремова, Ю.П. Любимова, М.А. Захарова (Россия), а также с произведениями т.н. театра абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско). Театральное иск-во 20 в. испытало также воздействие Б. Шоу и Б. Брехта. Совр. Т., сохраняя традиц. виды и жанры - драм. Т., муз. Т. (балет, опера, оперетта), пластич. (пантомима), Т. кукол (особой отраслью является муз. и драм. Т. для детей), пополнился мюзиклом, рок-оперой, разл. видами экспериментального Т. (Т.-лаборатория, Т. улиц, хепенинг).

Большой российский энциклопедический словарь.