Значение слова ТЕАТР в Словаре терминов изобразительного искусства

ТЕАТР

- (от греческого theatron - место для зрелищ, зрелище) тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI веке до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и состояли из орхестры (круглая площадка - сцена), театрона (место для зрителей) и скены (пристройка для переодевания и хранения реквизита). Театры сооружались амфитеатром на склоне холма. До IV веке до н. э. театрон и скена были деревянными, позже - каменными. В IV-III вв. до н. э. основной игровой площадкой стала плоская кровля (логейон) портика-проскения скены, а на орхестре располагался хор. Для связи с орхестрой устраивались лестницы и пандусы. Скена была приспособлена для установки декораций (пинак) и сценических механизмов. Греческие театры, вмещавшие всех свободных граждан города, отличались большими размерами (театр в Эфесе, IV-III вв. до н. э., вмещал около 23 000 зрителей). Наряду с открытыми театрами строились крытые (так называемый одеон). Тип открытого греческого театра получил развитие в Древнем Риме (театр Помпея в Риме, 55-32 гг. до н. э.). В таких театрах через центр полукруглой орхестры, на которой размещались места для привилегированных зрителей, проходила передняя граница невысокой площадки - просцениума.. Для остальных зрителей ряды мест (кавеа) возводились амфитеатром, опиравшимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр полукружием охватывал орхестру, примыкал к боковым выступам сцены, образуя единый замкнутый объем. Верхний ярус кавеа завершался крытой коллонадой, стены сцены украшались нишами, статуями и др. Первое крытое здание театра было построено римлянами в Помпеях (I-III вв. до н. э.). Сложившаяся в античный период структура театрального здания оказала большое влияние на его последующее развитие. В период средневековья театральные здания не строились. В эпоху Возрождения строительство театров возобновилось сначала в Италии, затем и в других странах. Возродились закрытые театры с глубоким сценическим пространством. В XVI веке была создана "перспективная сцена", состоящая из невысокого игрового помоста по всей ширине зала, фоновой части для сменных щитов и задника с постоянными перспективными изображениями улиц и площадей. Пол был наклонным. Зрители располагались в орхестре и амфитеатре (театр Олимпико в Виченце, 1580-1585 гг., архитектор А. Палладио, В. Скамоцци). В XVII веке впервые появилась сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными задниками (театр Фарнезе в Парме, 1618 г., архитектор Дж. Б. Алеотти). С развитием оперы в 1-й половине XVII века для создания лучшей акустики и видимости начали сооружать театры с ярусными галереями. Наиболее совершенный образец итальянского театра - театр "Ла Скала" в Милане (1778 г., архитектор Дж. Пьермарини). Во 2-й половине XVIII века начал складываться так называемый французский тип театра с круглым залом, окруженным на 3/4 периметра открытыми, неразделенными на ложи ярусами, опирающимися колонны большого ордера; в партере устанавливались кресла привилегированных зрителей (Большой театр в Бордо, 1773-1780 гг., архитектор В. Луи). Театры строились как парадные общественные здания с колоннами, портиками, монументально-декоративной скульптурой и нередко образовывали нарядные ансамбли с окружающими зданиями. Интерьеры театров пышно украшались в духе господствующих художественных стилей (театр Гранд-Опера в Париже, 1875 г., архитектор Ш. Гарнье). В XVIII-XIX вв. в Европе и Америке использовался преимущественно так называемый итальянский тип, в России строились как итальянского (Большой театр в Москве, Александринский театр в Петербурге), так и французского (усадебный театр в Останкине) типов.

(Илл. Поликлет Младший. Театр в Эпидавре. Древняя Греция. 350 г. до н. э.)

Словарь терминов изобразительного искусства.