ритуальные , маски , надевавшиеся участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других). М. р. широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной Америке, Азии, Океании). Изготовлялись из древесной коры, дерева, травы, кожи, материи, кости и других материалов и изображали человеческие лица, головы животных или какие-либо фантастических или мифологических существ. Особый вид М. р. - наголовники. Применение М. р. связано с культами предков, духов, животных, тотемистическими представлениями (см. Тотемизм ) и прочим. Надевший М. р. как бы преображался в то существо, которое она изображала. Нередко (например, у народов Меланезии, Африки, Америки) М. р. были принадлежностью тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и др. У ряда народов Сибири (шорцев, бурят, ненцев) в прошлом суконные и берестяные М. р. надевались во время некоторых видов шаманских молений (см. Шаманство ), а у хантов и манси - при празднествах в честь убитого медведя (см. Медвежий праздник ).
Лит.: Авдеев А. Д., Маска. Опыт типологической классификации по этнографическим материалам, в книге: Сборник Музея антропологии и этнографии, М. - Л., 1957, | 17, 1960, | 19.