Значение слова ГАГАКУ в Энциклопедии Япония от А до Я

Что такое ГАГАКУ

- традиционная музыка, исполняемая на церемониях и праздничных мероприятиях императорского двора. Само слово "гагаку" пришло из китайского языка, в котором оно обозначало древнюю ритуальную музыку в исполнении большого оркестра, состоявшего из многочисленных инструментов, среди которых были каменные колокола, бронзовые колокольчики, различные духовые и ударные инструменты. Композиции гагаку подразделяются на 3 основных типа: тогаку, комагаку и кагура. Композиции тогаку, числом более 100, составляют большую часть всей музыки гагаку. Считается, что они копируют музыку Китая времен династии Тан (618–907), причем частично эта музыка пришла в Китай из Индии, Юго-Восточной и Центральной Азии. Точные корни каждой конкретной композиции определить трудно, так как еще до того, как эта музыка попала в Японию, мелодии были переработаны для исполнения в Китае. К ним в дальнейшем были добавлены композиции в стиле тогаку, сочиненные уже в Японии. Музыка гагаку, исполняемая на концертах в инструментальном виде, называется кангэн (дословно - "духовые и струнные"), а если пьесы играются вместе с костюмированными танцами в масках, то тогда говорят о бугаку (дословно - "танцевальная музыка"). Композиции комагаку, пришедшие из трех царств древней Кореи - Силла, Когурё и Пэкче, исполняются только как бугаку. Японских композиций в этом жанре было написано еще больше, чем в жанре тогаку. Все композиции записаны в японской нотной системе, причем для каждого инструмента применяется своя особая нотация. Самая древняя и лучше всего сохранившаяся из всех различных форм музыки и танцев, связанных с ритуалами синто при императорском дворе, называется микагура (дословно - "придворная кагура"). (Различные простонародные формы музыки синто называются просто кагура.) В эту группу композиций входят также ямато ута, адзума асоби и кумэ ута, которые написаны по типу композиций микагура. Помимо этого в репертуар гагаку включены композиции сайбара (народные песни различных районов Японии, обработанные в элегантном стиле), хотя в настоящее время придворные музыканты исполняют ограниченное число подобных композиций. В период Нара (710–794) существовало много разнообразных музыкальных стилей со своими специфическими танцами и типами инструментов. В период Хэйан (794–1185) все стили заимствованной музыки были распределены по двум категориям (тогаку и комагаку) и исполнялись как профессиональными музыкантами, так и самими аристократами. Популярность музыки гагаку упала в начале периода Камакура (1185–1333) одновременно с угасанием класса аристократии. Традиции исполнения сохранялись отдельными гильдиями музыкантов и уцелевшими представителями аристократии, причем профессиональные музыканты были разделены на три изолированные группы, которые занимались исполнительством соответственно в Киото, Нара и Осака. В 1868 г. после переноса резиденции императора в Токио эти три группы музыкантов были объединены и получили статус официальных музыкантов императорского двора. Современные музыканты оркестра Управления делами Императорского двора являются в большинстве прямыми потомками тех первых музыкантов, входивших в гильдии, которые исполняли гагаку в VIII в. Помимо музыки и танцев, требуемых для придворных ритуалов и церемоний, музыканты дают регулярные публичные концерты музыки гагаку. Музыкальные инструменты, используемые в гагаку, - это модифицированные инструменты придворных ансамблей Китая времен династии Тан. В зависимости от типа исполняемой музыки определяется конкретный состав ансамбля инструментов, но во всех композициях гагаку звучит небольшой духовой инструмент хитирики, подобный гобою. Флейта кагурабуэ используется при исполнении синтоистской ритуальной музыки, флейта комабуэ - для композиций в стиле комагаку, а флейта рютэки ("драконовая" флейта) - для композиций тогаку. В последнем из упомянутых типов композиций в инструментальном ансамбле звучит также небольшой духовой орган с 17 бамбуковыми трубками, называемый сё, который исполняет кластеры из 5 либо 6 звуков. Два ударных инструмента - тайко, большой висящий барабан, и сёко, маленький бронзовый гонг, - входят в ансамбль при исполнении композиций в стилях как тогаку, так и комагаку. К ним добавляется малый барабан какко для исполнения композиций первого стиля или небольшой барабан, по своей форме похожий на песочные часы, сан-но цудзуми для композиций второго стиля. Вокальная музыка синто сопровождается единственным перкуссионным инструментом - сякубёси, представляющим собой пару деревянных брусков, издающих резкий звук при соударении. Для этой музыки также используется струнный инструмент вагон. Другие струнные инструменты - гакусо, японская горизонтальная арфа, больше известная по своему другому названию - кото, и японская лютня бива - применяются только в инструментальных композициях в стиле тогаку и для музыки кангэн. Ритуальные представления кагура впервые упоминаются в исторических документах начала IX в., хотя исследователи предполагают, что различные действия взывания к синтоистским богам "ками" практиковались и в более ранние времена. В древности верили, что душу человека после смерти можно вызвать из мира мертвых различными магическими ритуалами, в том числе песнями и танцами. В синто эти ритуалы называются общим термином "тинкон", что дословно означает "умиротворение" или "успокоение духа". Подобная вера отображается в древнем своде мифов " Кодзики ", в котором есть упоминание, что солнечную богиню Аматэрасу удается выманить из пещеры, в которой она спряталась, исполнением перед входом пещеры ритуального танца. Представления кагура сохраняют главные элементы ритуала тинкон, состоящего из ритуального очищения места, вызывания божества через ритуальное принятие пищи, исполнения определенного церемониального представления, проводов божества и в завершение, как правило, более упрощенное повторное "проигрывание" представления и принятие ритуальной пищи и напитков. Вызывание "ками" и получение жизненной энергии через участие в подобном ритуальном действе является важнейшей характеристикой кагура. В исторических хрониках словом "кагура" назывались только некоторые священные ритуалы, проводившиеся в императорском дворце и в нескольких храмах, тесно связанных с императорской фамилией. С некоторых пор для обозначения подобных представлений стали употреблять почтительное наименование микагура. В наше время исполнение этих представлений является уделом особых придворных музыкантов, однако в прежние времена сами аристократы принимали в них участие. Кагура исполнялись в связи с различными важными событиями на протяжении всего календарного года. В современной Японии самыми значительными из таких событий являются Дайдзёсай, т. е. церемония по случаю восшествия на престол нового императора, и Найсидокоро микагура, названная так по месту императорского дворца, где она проводилась в прежние времена, а с конца XI в. стала ежегодным представлением. Дайдзёсай раньше проводилась в 11 лунном месяце, а Найсидокоро микагура - в 12 лунном месяце (сейчас они проводятся соответственно в ноябре и декабре).

Япония от А до Я, энциклопедия.