маски метод, один из видов комбинированной киносъёмки (или фотосъёмки), основанный на экспонировании кадра по частям с помощью маски и контрмаски, неподвижных по отношению к кадровому окну аппарата. В художественной кинематографии Н. м. м. применяется для съёмки одного актёра в нескольких ролях, соединения части естественного объекта в кадре с рисунком или макетом, соединения различных элементов объекта и т.д., в фотографии - для получения фотошуток в виде 'двойников', 'близнецов' или совмещения в одном изображении объектов, находящихся в разных местах. Маска представляет собой светонепроницаемую чёрную заслонку, перекрывающую от экспонирования часть кадра. Её применяют в сочетании с контрмаской, которая при вторичной съёмке перекрывает ранее экспонированную часть кадра и оставляет открытой неэкспонированную. Необходимое условие при такой съёмке - точное совмещение границы маски с границей контрмаски. Для получения кадра с последующей дорисовкой или домакеткой сначала (с маской) снимается объект с актёрами, а затем (с контрмаской) - рисунок или макет.
В фотографии маской и контрмаской пользуются при проекционной печати, например с одного негатива печатается изображение пейзажа на часть листа фотобумаги (остальную часть перекрывает маска), а со второго негатива (с контрмаской) - изображение объектов, снятых в др. месте или в др. время.
Лит.: Плужников Б. Ф., Занимательная фотография, 2 изд., М., 1967; Комбинированные киносъёмки, М., 1972.
Б. Ф. Плужников.