К статье ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ
Автором первой истории Египта, охватывающей период правления 30 династий, был Манефон. Предпринятые в наши дни уточнения позволили выделить в его хронологической системе следующие этапы: протодинастический период (I-II династии) - 3000-2800 до н.э.; Древнее царство (III-VI династии) - 2880 - ок. 2250 до н.э.; первый переходный период (VII-X династии) - ок. 2250 - ок. 2050 до н.э.; Среднее царство (XI и XII династии) - ок. 2050 - ок. 1700 до н.э.; второй переходный период (XIII-XVII династии) - ок. 1700 - ок. 1580 до н.э.; Новое царство (XVIII-XX династии) - ок. 1580 - ок. 1070 до н.э.; период упадка (XXI-XXX династии) - 1070-332 до н.э., который завершился завоеванием страны Александром Великим. Приведенные даты следует рассматривать как приблизительные, причем более точны позднейшие из них, тогда как самые ранние могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.
Протодинастический период. Данные о протодинастическом периоде базируются на немногочисленных разрозненных памятниках и нескольких мелких предметах, содержащих надписи с именами царей. Никаких источников, содержащих подробные сведения о первых двух династиях, не сохранилось, а возможно, никогда и не существовало, поскольку письменность в то время носила крайне примитивный характер. Колоссальные гробницы царей в Накаде, Абидосе и Саккаре, а также обширные могильники в Хелуане, к востоку от Нила, напротив Мемфиса, свидетельствуют, что постройки возводились преимущественно из глиняных блоков и дерева с ограниченным применением камня для сооружения стен и полов и для изготовления культовых табличек. Камень использовался для изготовления украшений, предметов обихода, сосудов разнообразных типов - весьма различных по материалу, зачастую изысканно украшенных - и немногочисленных статуй.
Древнее царство. Эпоха Древнего царства ознаменована необычайно быстрым развитием архитектуры. Джосеру - первому фараону третьей династии (ок. 2780 до н.э.) - посчастливилось иметь при дворе первого известного в истории гениального архитектора - Имхотепа. Джосер положил начало эпохе пирамид, возведя в Саккаре гигантский погребальный памятник. Ступенчатую пирамиду окружали сооружения из известняка - дворы, алтари, хранилища, молельни. Эти постройки воспроизводили в камне деревянные, глиняные и тростниковые прототипы; возможно, образцом для них послужил царский дворец. Пирамида высотой в 58 м и сопутствующие постройки представляют древнейшие возведенные человеком каменные сооружения.
Полтора столетия разделяют пирамиды Джосера и Хуфу (по-гречески - Хеопса). В истории государства это был период стабильности, благоденствия и могущества. Новшества в сфере архитектуры продолжались, и их кульминацией явилась Великая пирамида, построенная ок. 2650 до н.э. и предназначавшаяся для захоронения Хуфу. Великая пирамида - крупнейшее из сооружений, когда-либо возведенных человеком (высота -147 м, а весь комплекс занимает пространство в 5,3 га; ее колоссальные известняковые и гранитные блоки, некоторые из которых достигали в длину 6 м, а подогнаны были друг к другу на расстояние не толще волоса). Немногим уступают ей пирамиды преемников Хуфу - Хафре (Хефрена) и Менкауры (Микерина).
Члены царской семьи и знатные придворные имели собственные усыпальницы, расположенные рядами около пирамид правителей Древнего царства. В этих гробницах - их именуют мастабами - достигла своего расцвета рельефная скульптура, впервые появившаяся еще в додинастический период. Как и в пирамидах, статую усопшего часто помещали в такую гробницу в надежде увековечить его личность и обеспечить ему благосостояние в иной жизни.
В начале правления VI династии фараон Уни при сооружении своей пирамиды ввел новшество, вырезав на ее внутренних стенах многочисленные иероглифические надписи, известные под названием Текстов пирамид. Они составлялись на протяжении нескольких столетий и содержат ритуальные тексты, связанные с захоронением царя, а также с гарантиями продолжения его царствования и могущества в потустороннем мире. Эти тексты представляют бесценный источник сведений о религии древнейшего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих правителей этой династии, а также - с добавлениями, разъяснениями, изменениями и искажениями - в гробницах частных лиц на протяжении всего династического периода. Из-за скудости подробных источников конкретные сведения о социальной структуре эпохи Древнего царства, которыми мы располагаем, немногочисленны. Возможно, вплоть до IV династии царь был главным, если не единственным землевладельцем. Высшие придворные должности обычно занимали члены царской семьи. Для управления богатой и плодородной землей требовалась целая армия писарей и надсмотрщиков, что привело к формированию невероятно многочисленного и сложно устроенного аппарата чиновников. Наиболее важные должности стали практически наследственными, но на протяжении долгого времени они оставались под жестким царским контролем; некоторые должностные лица, не принадлежавшие к родне фараона, носили титул "сын царя" - исключительно благодаря своим государственным функциям. Они были связаны с царем, и от его благосклонности зависели их жизнь и смерть, ибо царь зачастую сам обеспечивал сооружение усыпальниц для своих фаворитов и жаловал средства для исполнения погребальных обрядов на их похоронах.
Для отправления приобретавшего все больший размах погребального культа фараонов и членов их семей, для частных лиц, получивших усыпальницу в знак царского благоволения, для государственных и городских храмов - для всего этого требовались средства. Требовались столь большие затраты, что это могло угрожать благосостоянию страны. Кроме того, бремя постоянно возрастало, так как цари начиная с IV династии время от времени освобождали храмовые хозяйства и некоторые другие учреждения от уплаты налогов.
Цари шестой династии во множестве строили храмы как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. Кроме того, Пиопи I (ок. 2400-2375 до н.э.) предпринял активные военные действия на Синайском полуострове, в Палестине и Нубии, выше Первого Нильского порога. Пиопи II, сын Пиопи I, правивший на протяжении 94 лет, также организовал поход в глубь Нубии и направил торговые миссии через Красное море в страну Пунт. Поскольку в годы детства Пиопи II в стране существовал режим регентства, а на исходе жизни он был дряхл и немощен, то оказался не в состоянии противостоять процессам распада, подтачивавшим его царство, чрезмерная централизация власти и налоговый гнет, придавивший земледельцев, вызвали мятежные настроения в среде знати и всеобщее недовольство народных масс. Правители провинций, прежде бывшие верными подданными фараона, стали проявлять значительную самостоятельность. Они больше не строили своих усыпальниц рядом с пирамидами царей, чтобы разделить их участь в загробном мире, а предпочитали находить упокоение в гробницах, вырубленных в скалах близ своих собственных столиц.
Первый переходный период. В итоге после 500-летнего периода величия Древнее царство распалось. Неудивительно, что авторы времен Первого переходного периода много говорят о контрасте между "добрыми старыми временами" и нынешним днем, когда брат восстал на брата, страну наводнили разбойники, в область Дельты проникли чужеземцы, погребальные памятники осквернены, почитание богов забыто, достойные люди в большинстве голодают, а богатства оказались в руках черни. Согласно Манефону, VII династия включает 70 мемфисских правителей, царствовавших в общей сложности всего 70 дней! Однако нескольким царям IX и X династий, резиденция которых находилась в Гераклеополе, в 88 км южнее Мемфиса, в известной мере удалось восстановить порядок и стабильность. Один из них - Хети I - изгнал азиатских завоевателей, захвативших значительную часть Дельты; возобновил он и торговые сношения с Сирией. Тем не менее его власть не простиралась южнее Среднего Египта. Гераклеопольские цари-правители были заняты войнами с другими правителями Среднего и Верхнего Египта, а Хети I заручился поддержкой номарха (правителя нома) из Сиута в своих попытках одолеть восставших фиванских властителей, основавших XI династию, правление которой знаменует начало эпохи Среднего царства.
Время упадка, каковым явился Первый переходный период, оказалось благоприятным для творчества - при гераклеопольских правителях достигла наивысшего расцвета классическая древнеегипетская литература.
Среднее царство. Когда последние гераклеопольские цари столкнулись с фиванскими номархами, в качестве их союзника выступили правители соседнего с Фивами Копта. Богом фиванцев был Монту, почитавшийся в нескольких религиозных центрах этой провинции - в Гермонтисе, Тоде и Медамуте. Верховным богом Копта был Мин, древнейшее египетское антропоморфное божество, культ которого слился с почитанием Амона в Гермополе - городе, лежащем на полпути между Фивами и Дельтой, - и был перенесен в Карнак, храмовый комплекс фиванцев. Цари XI династии, носившие имена Антеф (Инйотеф) и Ментухотеп, отдавали предпочтение богу Монту, но верховным богом правителей XII династии, в отличие от своих предшественников сменивших имена на Аменемхет и Сесострис (Сенусерт), стал Амон.
При царях этих двух династий Фивы превратились в признанную религиозную столицу Среднего царства. Интефы и Ментухотепы разместили поблизости свою резиденцию, а царское кладбище было основано у подножия западных гор, напротив Карнака.
Вопрос о происхождении XII династии неясен. Ее основатель Аменемхет I (примерно 2080-1970 до н.э.) был, по-видимому, узурпатором: занимая пост главного министра при дворе последнего Ментухотепа, он захватил корону в отсутствие законного наследника. Хотя он правил в течение 30 лет, его положение на престоле было непрочным. На двадцатом году своего царствования он назначил соправителем своего сына. В конце концов, когда его сын отправился на войну, на царя в опочивальне напал убийца. Полагают, что перед смертью царь составил послание к сыну, в котором предупреждал его о грозящих государству опасностях и советовал не доверять приближенным.
Это чувство разочарования преобладало в обществе на протяжении всего периода правления династии. Яркое выражение оно нашло в статуях царей. Эти гигантские памятники представляют фараонов людьми, обремененными заботами о делах управления, их лица изборождены морщинами.
Столицей государства цари XII династии сделали Ит-тауи, расположенный в 29 км южнее Мемфиса, откуда им было удобнее руководить строительными и иными общественными работами, мероприятиями по восстановлению торговых связей Египта и его влияния в Палестине и Сирии, а также умиротворением обитавших в западной пустыне ливийцев - постоянного источника беспокойств. Происходило расширение Египетской державы и в южном направлении - была завоевана Нубия вплоть до второго нильского порога, а также основана и укреплена постоянная торговая фактория в Керме, к югу от третьего порога.
Вероятно, высшим достижением царей этой династии явилось сооружение Аменемхетом III (ок. 1455-1419 до н.э.) гигантской оросительной системы. В Фаюмской впадине, близ царской резиденции Ит-тауи, была создана сложная сеть каналов, своим западным ответвлением - каналом Бар-Юсуф - соединенная с Нилом. Таким же способом Меридово озеро в Фаюме было превращено в резервуар для хранения воды, попадавшей туда при ежегодных разливах, а чтобы контролировать орошение полей, пересыхавших в продолжительные периоды спада уровня Нила, были возведены шлюзы. В несколько усовершенствованном и расширенном виде оросительная система Аменемхета используется и в наше время, спустя почти 4000 лет.
Второй переходный период. Как и в эпоху VI династии, Египет времен Среднего царства пришел в упадок из-за целого ряда слабых правителей. Имя последнего царя XII династии неизвестно, а следующая - тринадцатая - династия насчитывает свыше 50 царей. Их резиденция по-прежнему находилась в Ит-тауи, и они продолжали поклоняться фаюмскому богу-крокодилу. На то же время приходится череда быстро сменявших друг друга 72 правителей самостоятельной XIV династии, центром деятельности которой был Ксоис, расположенный в западной части Дельты. Именно в этот смутный период в Нижний Египет во все возрастающем количестве стали проникать азиатские племена. Семитские имена нескольких царей XIII династии свидетельствуют, что представители этих чужеземцев иногда даже попадали на трон.
Около 1725 до н.э. эти чужеземцы, которых египтяне называли Hyku Khoswet - "правители иных земель", что Манефон искаженно передал как "гиксосы", опустошили Дельту подобно саранче; через пятьдесят лет один из их вождей, в списке Манефона носящий имя Салитис, взошел на египетский трон, став основателем новой династии. Гиксосы навсегда сохранились в памяти египтян как безжалостные тираны и нечестивые разрушители. В действительности же они, по-видимому, почитали египетских богов и усвоили местные обычаи. Но они действительно были узурпаторами. В конечном итоге они захватили значительную часть Египта, за исключением района Фив, и добились союза с нубийскими вождями, сбросившими египетское иго.
Царей гиксосов обычно подразделяют на две династии - пятнадцатую и шестнадцатую. Об их родственных отношениях известно немного, но существуют свидетельства, что между ними происходила борьба за трон. Обе эти династии существовали в одно время и были современниками семнадцатой династии фиванских царей, которых они так и не сумели подчинить. Описаний своего завоевания Египта они не оставили, очень немногочисленны и памятники той эпохи. Однако тогда изготавливались бесчисленные скарабеи - вырезанные из камня жуки - с высеченными на них именами. Скарабеи служат основным источником сведений, подтверждающих их существование и распространение по долине Нила.
Около 1600 до н.э. Камес, последний царь XVII фиванской династии, ценой невероятных усилий сумел изгнать ненавистных чужеземцев из страны. Вопреки совету своих приближенных он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису - своему опорному укреплению на границе с Палестиной. Камес умер до окончания кампании; ему наследовал его брат Яхмос (ок. 1580-1559 до н.э.), которого считают основателем XVIII династии. После трехлетней осады он взял и разрушил крепость Аварис, навсегда изгнав гиксосов, отступивших в Азию. Разорвав союз с Нубией, Яхмос тут же предпринял поход на юг и расширил пределы своего государства до прежней его границы выше второго нильского порога.
Новое царство. Изгнание гиксосов позволило Египту расширить связи с Азией. Возможно, из соображений безопасности, опасаясь еще одной угрозы со стороны гиксосов, а может быть, в стремлении установить необходимые им торговые связи с азиатскими странами, египтяне с тех пор не ограничивались традиционным обособленным существованием в долине Нила. Теперь Египет стал частью средиземноморского мира. Внук Яхмоса Тутмос I (ок. 1530 до н.э.) вскоре расширил пределы страны как на юг, так и на север. Он привел свое войско к верховьям Евфрата и на берегу этой реки воздвиг триумфальную стелу с надписью.
Его внук - Тутмос III - был величайшим из всех египетских фараонов. Примерно в 1472 до н.э., после 25 лет вынужденной праздности в период, когда его тетка Хатшепсут узурпировала трон и правила Египтом, он стал предпринимать ежегодные походы в Азию и за семнадцать лет подчинил большинство своих восточных соседей. Он был не только великим военачальником, но и талантливым правителем, прекрасным охотником, собирателем природных редкостей, покровителем литературы и искусства. Его имя сохранялось в памяти на протяжении столетий и запечатлено на тысячах скарабеев той эпохи, как и более позднего времени. Он был невысок ростом (судя по его мумии), но обладал волевым лицом, редкими организаторскими способностями и талантом государственного деятеля.
Эпохой процветания и могущества было для Египта и 32-летнее правление Аменхотепа (Аменофиса) III (ок. 1417-1379 до н.э.), пожинавшего богатейшие плоды завоеваний Тутмоса III. Аменхотеп III считается одним из величайших строителей в истории Египта.
После его смерти трон занял его сын Аменхотеп IV. Этот странный фараон в своем необычайном религиозном фанатизме и реформаторском рвении сменил имя на Эхнатон (Ахенатон) в знак отрицания своей исконной связи с богом Амоном, на которую указывало имя Аменхотеп. Эхнатон упразднил почитание Амона и удалился в Амарну - новую столицу, построенную близ Гермополя, где, оставив государственные заботы, предался исключительно почитанию своего единственного истинного бога Атона, символом которого являлся солнечный диск и который никогда не имел никаких изобразительных воплощений. Могущественное жречество, связанное с культом Амона, было подавлено, храмы этого бога закрыты, и даже его изображения были стесаны или уничтожены.
Борьба с традиционной религией продолжалась около 20 лет, но завершилась со смертью Эхнатона. Пренебрежение им своими обязанностями правителя обернулось катастрофой для Египта. Мятежные вожди азиатских народов, насильно включенных в державу на Ниле, немедленно воспользовались отсутствием Эхнатона. Несколько преданных царю правителей обратились к нему с просьбой поддержать их борьбу с агрессивными соседями; но когда в ответ на их письма (сохранившиеся на табличках из Тель-эль-Амарны) последовало молчание, они прекратили безуспешные попытки. От азиатских владений, с таким трудом создававшихся предшественниками Эхнатона, осталось едва ли не одно воспоминание.
Туманные представления о блеске XVIII династии получили реальное подтверждение после открытия в 1922 гробницы Тутанхамона - зятя Эхнатона. После краткого правления (примерно в 1419-ок. 1400 до н.э.) этого красивого юноши трон на некоторое время перешел к людям низкого сословия и воинам. Затем при XIX династии, в правление Сети I (примерно 1337-1317 до н.э.) и Рамсеса (Рамзеса) II Великого (ок. 1304-1237 до н.э.), страна вновь обрела относительное величие, вернув часть своих прежних владений в Азии. Однако эта возрожденная "держава" была столь непрочной, что Рамзес II счел целесообразным подписать договор о мире с Хаттусилисом, царем могущественных хеттов, занявших принадлежавшее прежде египтянам место властителей Западной Азии.
За правлением Рамсеса II последовал период непрерывных массовых миграций каких-то неизвестных народов. Преемникам этого царя пришлось испытать вторжения ливийцев с запада, а Рамсес III (ок. 1194-1162 до н.э.), второй царь XII династии, столкнулся на севере и востоке с мощным союзом не родственных между собой племен-завоевателей - т.н. "народов моря", чьего натиска не выдержали даже могущественные хетты. Рамсес III успешно противостоял их полчищам, но его 32-летнее пребывание на престоле было омрачено войнами, восстаниями населения, а также заговорами и интригами членов его собственной семьи. С его смертью от руки убийцы, последовавшей ок. 1162 до н.э., славе Египта пришел конец. Правление XII династии завершилось в обстановке хаоса, при полном забвении законов и порядка; были разграблены даже священные места захоронений божественных царей, а их мумии были раздеты и разрублены на части.
Период упадка. Престол вновь достался военачальнику, Херихору, бывшему одновременно верховным жрецом Амона. При нем Египет стал теократическим государством, и важные общественные и частные дела стали решаться путем прямых обращений к оракулу Амона в Карнаке. Нижний Египет отделился, а его правитель по имени Смендес, пребывающий в Танисе, в области Дельты, провозгласил себя царем Верхнего и Нижнего Египта. От рассыпавшейся державы отпала и Нубия, и нубийский царь правил в Напате (напротив современного Мероэ в Судане).
7Ключевые позиции в аппарате управления постепенно перешли к жившим в Дельте ливийцам, часть из которых были вождями призванных властями наемных воинских отрядов, а часть - потомками семей, поселившихся здесь в правление XIX и XX династий. Около 950 до н.э. один из них, чей род гордился тем, что жил в Гераклеополе на протяжении семи поколений, захватил трон в Бубастисе, в области Дельты, приняв имя Шешонк I. Впервые после изгнания гиксосов корона Египта досталась чужеземцу. Шешонк (Шишак) знаменит тем, что совершил поход в Палестину и захватил Иерусалим, где в то время правил Иеровоам, упоминаемый в Ветхом Завете. Правление основанной Шешонком XXII династии продолжалось около двух столетий, но это было время упадка и неурядиц. Царская власть пыталась укрепить свое влияние союзом с религиозными институтами. Наследник престола регулярно назначался верховным жрецом Амона в Карнаке, а царевны становились верховными жрицами этого бога.Тем временем набирало силу молодое Нубийское царство, и ок. 730 до н.э. его храбрый и даровитый царь Пианхи, следивший за раздиравшими Египет гражданскими смутами, вторгся в расположенную ниже по течению Нила долину, осадил и взял штурмом Гермополь и Мемфис и захватил трон. Эфиопская (XXV) династия пыталась править страной из Напаты, но позже представитель этой династии фараон Тахарка (ок. 689-664 до н.э.) был вынужден в течение нескольких лет руководить военными действиями в Дельте из Таниса, отражая сильный натиск со стороны не только своих египетских противников, но и Ассирии. В 671 до н.э. войско Тахарка было разбито ассирийским царем Асархаддоном, и представители эфиопской династии были вынуждены бежать в Напату. Восемью годами позже ассирийский царь Ашшурбанипал в ходе нового вторжения разгромил египетские и эфиопские силы племянника Тахарки, царя Танутамана, и разорил знаменитую столицу Египта - Фивы. Эфиопы были изгнаны из Египта, а на трон взошли фараоны из расположенного в Дельте Саиса. Нильский "сломанный тростник" получил короткую передышку, когда Ашшурбанипал был вынужден из-за возникших у него на родине волнений вернуться в Ниневию. При Псаметике I (греч. вариант - Псамметих) (ок. 663-610 до н.э.), правителе XXVI (саисской) династии, многие разоренные ассирийцами города были отстроены, и их доходы возобновились. Предпринимались попытки восстановить достопримечательности былых времен, в первую очередь сооружения эпохи пирамид. Но поскольку памятники тех правителей замечательны именно мастерством исполнения и совершенством отделки, их прежний дух был утрачен.
Теперь иноземных купцов поощряли основывать в области Дельты свои торговые поселения, и при Псамметихе II здесь был построен знаменитый греческий город Навкратис. Амасис, или Яхмос II (ок. 568-526 до н.э.), вслед за своим отцом проводил прогреческую политику, возможно, в надежде на поддержку перед лицом нарастающей угрозы с востока. С его смертью кризис достиг апогея, поскольку персы уже двигались на Египет. Его преемник Псамметих III (ок. 526-525 до н.э.) был разбит при Пелусии персидским царем Камбизом II, который захватил Египет вплоть до Нубии и провозгласил себя фараоном. Вскоре после этого царь Персии Дарий превратил страну в одну из сатрапий своей державы, и это означало конец существования независимого Египта. Несмотря на несколько восстаний, в ходе которых египтянам удавалось изгнать персов - в одном случае на целых 60 лет, - Египет оставался персидской провинцией вплоть до прихода в 332 до н.э. Александра Великого (о дальнейшей истории страны см. ЕГИПЕТ).
ТЕХНИКА, ЭКОНОМИКА И ИСКУССТВО
Календарь. Основой жизни Древнего Египта было земледелие, а его успешность зависела от регулирования ежегодных разливов Нила. Египетское слово со значением "год" само по себе связано с земледелием - чтобы его написать, использовали изображение растения, а исходно оно означало "то, что обновляется". Для счисления времени в пределах года египтяне изобрели календарь. В нем выделялись три четырехмесячных сезона с продолжительностью каждого месяца в 30 дней, а в конце прибавлялось пять дополнительных дней, чтобы получился 365-дневный год. О недостающей в таком счете четвертой части суток было известно, и этот недостаток пытались преодолеть, но в обычном календаре этот отрезок времени никогда не учитывали. Три сезона носили названия Половодье, Прорастание и Жатва. День Нового года - первый день первого месяца сезона Половодье - теоретически совпадал с началом ежегодного разлива Нила. Однако вследствие того, что египетский календарный год был на четверть суток короче реального, постепенно накапливалось расхождение, которое составляло за столетие 25 дней. Время от времени это смещение календарного года обнаруживалось при сопоставлении с астрономическим явлением - ежегодным первым появлением (после периода отсутствия на видимом небе) звезды Сириус (Сотис) непосредственно перед рассветом; этот "восход звезды Сотис" считался свидетельством наступления Нового года. Появление Сириуса настолько регулярно приходилось на время, близкое к началу половодья, что египтяне рассматривали эти события как причину и следствие.
Письменность. Неизвестно, когда в действительности возник египетский календарь, - возможно, в додинастический период, - но его официальное введение не могло произойти раньше эпохи Древнего царства. Совершенствование и применение календаря предполагает существование письменности, зарождение которой непосредственно предшествует времени I династии и произошло, вероятно, в восточной части области Дельты под не вполне ясным влиянием далекого Шумера, расположенного в долине низовий Евфрата.
О том, что зачатки египетской письменности относятся к герцейскому периоду, свидетельствует тот факт, что многие из иероглифов являются изображениями предметов, имевших характерные для той эпохи формы. Развитие письменности происходило исключительно быстро, без того долгого и мучительного перехода от знаков, обозначающих слова, к фонематическому алфавитному письму, о существовании которого когда-то говорили ученые. Имеются доказательства того, что определенные знаки-изображения изначально служили для обозначения отдельных звуков. Однако египетское письмо уникально полным отсутствием в нем слоговых знаков, обозначающих сочетание согласного или нескольких согласных с гласным; египетские иероглифы, напротив, обозначают только согласные или группу согласных, полностью игнорируя находящиеся между ними гласные и разделение слова на слоги. В нем имеются немногочисленные чисто алфавитные знаки (например, обозначающие единичный согласный), но преобладают те, что передают сочетание двух или трех согласных. Сочетания же этих последних с помещенным на конце слова знаком-изображением, обладающим скорее служебной функцией, чем собственным значением, и указывающим на конкретное значение слова (т.н. детерминативом), продолжали употребляться до того времени, пока в начале христианской эры вся эта система не уступила место коптскому письму - текстам на египетском языке, написанным преимущественно буквами греческого алфавита.
Иероглифическое письмо было хорошо приспособлено для нанесения надписей на каменные памятники. Поскольку камень являлся основным материалом, употреблявшимся при возведении храмов и усыпальниц, иероглифика всегда была тесно связана с религией; сам этот термин по-гречески означал "священная скульптура". Для фиксации текстов светского содержания - деловых бумаг, произведений литературы, научных сочинений, писем и т.д. - использовалась видоизмененная иероглифика, сходная с нашими рукописными буквами, знаки наносились на листы или свитки папируса, известняковые пластины или черепки разбитых сосудов. Это т.н. иератическое письмо со временем - в эпоху XVI династии и позже - было еще больше модифицировано и упрощено и превратилось в письмо демотическое, настолько отличающееся от своего прообраза - иероглифики, что лишь в редких случаях в нем можно распознать исходные начертания знаков. В конце концов, с обращения египтян в христианство, когда в стране широко распространились греческий язык и греческая письменность, тексты на египетских диалектах того времени стали писать по-коптски, т.е. греческим алфавитом, к которому для обозначения звуков, отсутствующих в греческом, было добавлено несколько демотических знаков.
Большинство египетских письменных текстов наносилось на папирус - материал, изготовленный из одноименного растения, произраставшего в Дельте (оно было там настолько распространено, что превратилось в символ Нижнего Египта, подобно тому, как символом Верхнего Египта стала лилия). Стебли папируса разрезали на продольные полосы, которые разглаживали и раскладывали вплотную друг к другу на ровной поверхности; таким образом получался нижний слой листа; второй слой составляли более короткие ленты, положенные сверху поперек полосок первого слоя. Слипшиеся между собой слои прессовали и разглаживали, в результате получалась пригодная для письма поверхность. Несколько листов можно было склеить по краям, и тогда получался свиток. Инструментом для письма служило тростниковое перо.
Поскольку папирус был материалом недолговечным - в отличие от глиняных табличек, применявшихся вавилонянами и их соседями для нанесения клинописи, - большинство египетских документов до нас не дошло. (Даже тысячи иероглифических надписей на камне составляют лишь незначительную часть общего числа некогда существовавших текстов).
Однако и то немногое, что случайно уцелело, демонстрирует такое разнообразие форм и содержания, что позволяет воссоздать достаточно полную картину египетской цивилизации - особенно в сочетании с иероглифическими надписями, сохранившимися на каменных памятниках и других найденных при раскопках предметах.
Литература. Египетская литературная традиция была исключительно разнообразной, а порой и изысканной. Ей были неизвестны драма, существовавшая лишь в зачаточной форме в виде составного элемента религиозных празднеств, включая ритуал коронации царя, а также эпос, представленный всего одним достаточно примитивным произведением, прославляющим более чем сомнительную победу Рамсеса II.
В огромном количестве сохранились религиозные тексты, начиная с Текстов пирамид, Текстов саркофагов и их более позднего переработанного и дополненного варианта, составившего знаменитую Книгу мертвых (см. КНИГА МЕРТВЫХ). Последняя представляет собой магический текст, призванный обеспечить частному лицу в загробном мире все те блага, которых цари эпохи Древнего царства надеялись получить, вырезая на своих погребальных памятниках Тексты пирамид. Наши представления о египетской религии дополняют немногочисленные сохранившиеся легенды о богах и бесчисленные иероглифические надписи и рельефы, высеченные на стенах храмов.
Произведения художественной литературы представлены очень скудно; они состоят из рассказов о приключениях и путешествиях. Поэзия носила в основном религиозный характер; некоторые ее памятники сопоставимы с псалмами Ветхого Завета; сохранились, впрочем, немногочисленные образцы лирики, в том числе несколько изысканных любовных песен и замечательное стихотворное восхваление смерти.
Исторических сочинений египтяне не составляли. Однако подвиги царей и их приношения богам, сооружение храмов, воздвижение обелисков, пожертвования жречеству и проведение культовых церемоний тщательно фиксировались - иногда на папирусных свитках или пергаменте, но чаще на стенах храмов. К примеру, Тутмос III оставил описание своей военной кампании в Западной Азии, и отдельные отрывки были воспроизведены на стенах храма в Карнаке, где сохранились до наших дней, став одним из основных источников сведений о его правлении. Подобные царские надписи явились образцом для автобиографических текстов, которые высекали в своих усыпальницах представители знати, чтобы поведать миру свои подвиги и удостоверить верность фараону, которому они служили.
Наука. Греки высоко ценили египетскую науку, но, за исключением медицины, она нашла слабое отражение в дошедших до нас текстах. Сохранилось несколько книг по медицине. Содержание некоторых из них связано не только с врачеванием, но и с магией. Самым замечательным является трактат по хирургии, или книга о болезнях; в ней описываются способы обследования больного, установления диагноза, лечения различных ран или повреждений.
Математика представлена в основном арифметикой и геометрией. Тем не менее точность, с которой древние архитекторы проектировали и возводили пирамиды и гораздо более сложные храмы с колоннами, позволяет полагать, что их знания в области математики и инженерного дела намного превосходили самые общие сведения, содержащиеся в сохранившихся текстах.
Мумии. Вероятно, самым известным искусством древних египтян является процедура мумификации - бальзамирования тела умершего. Примитивные мумии, обработанные специальными веществами и обернутые несколькими слоями тканей, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени первой династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. В это время внутренние органы человека стали извлекать, оставляя на месте только сердце, через разрез с левой стороны тела, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и смолой. Внешнюю оболочку пропитывали смолой, а на ее поверхности красками тщательно воспроизводили облик умершего. Тело укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе умершего отверстие стали извлекать мозг, а ткани пропитывали веществами, предохранявшими их от тления.
Своего наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину, чтобы придать останкам формы живого человека, и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, которому придавалась форма мертвого человека.
После завершения мумификации тело подвергалось магическому обряду, обычно именуемому "отверзанием уст". Под ритуальные формулы, в сопровождении курения ладана и возлияний умершему открывали глаза, рот и уши, чтобы он вновь мог видеть, говорить и слышать.
Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии. Так, сохранились тела и лица некоторых из наиболее известных фараонов - Тутанхамона (в его гробнице), Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каире).
Живопись и скульптура. Рельефы. Талант египтян ярче всего проявился в различных видах искусства. Росписи получили широкое распространение еще при изготовлении герцейской керамики, декор которой, имеющей преимущественно светский характер, включает изображения лодок, растений, зверей и птиц и изредка людей. Древнейшие образцы рельефной скульптуры появились, скорее всего, немного позже - на сланцевых пластинах, служивших для растирания весьма популярной черной краски для глаз. В дальнейшем росписи и рельефная скульптура превратились в тесно связанные между собой виды искусства. В усыпальницах и храмах времени правления IV, V и VI династий, когда эти искусства достигли высокого уровня развития, художники при создании своих произведений часто использовали оба приема в сочетании. Все рельефы эпохи Древнего царства были раскрашены, а росписи на плоской, лишенной вырезанного изображения поверхности еще долгое время выполнялись сравнительно редко.
Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего царства, как и росписи на керамике предшествующей эпохи, имеют светское содержание, их назначение несомненно связано с религией. На них представлены сцены земледелия - пахота, сев, жатва, молотьба, засыпка зерна в хранилища, скотоводства, охоты и т.д., и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. К эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, и ряд фиванских гробниц великолепно украшен живописью по гладкой белой штукатурке, нанесенной на известняковые стены. Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах, которые вырубались в высококачественном известняке - в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов. До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни; позже они выродились, превратившись в чистые "виньетки", заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти никак или вовсе не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы.
Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются в правление фараона XII династии Сесостриса I (ок. 1971-1928 до н.э.). Не слишком уступает ему царица XVIII династии Хатшепсут в украшении своего террасного храма в Дейр-эль-Бахри. Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, к сожалению, разбитые ее племянником Тутмосом III: сцены, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения. Храмовые рельефы эпохи Древнего царства, хотя они и не менее монументальны, сохранились лишь фрагментарно. Первым, кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, был Сети I, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III; стены храма последнего, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры.
Круглая скульптура. Круглая скульптура уходит корнями в более глубокую древность, поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других украшений. Возможно, создателями примитивных глиняных статуэток были первые гончары эпохи древнейших культур. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Из кости, в том числе слоновой, вырезали фигурки птиц и зверей, главным образом в качестве украшения гребней; их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах. Неизбежный распад тела человека после его смерти, утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика, породили древнейшие надгробные статуи. Даже будучи предельно примитивными, они навечно запечатлевали личность погребенного, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем.
При всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных и стиль, сформировавшиеся в начале династического периода, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия; особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу; оно всегда бесстрастно, величественно, холодно, спокойно. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты - таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии, и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба - времени IV династии), - все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Таким образом, лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к периоду IV и V династий. Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в статуях царей XII династии Сесостриса III и Аменемхета III. От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей оставили царица Хатшепсут и Тутмос III.
Искусство Амарны. Пик в развитии реалистической скульптуры, как рельефной, так и объемной, был достигнут на более позднем этапе правления той же династии, при Эхнатоне - фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены из семейной жизни при дворе. Эхнатон, проповедовавший "правду" в своем религиозном учении, неукоснительно требовал, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре.
Уникальное собрание царской погребальной утвари, обнаруженное в гробнице Тутанхамона - зятя Эхнатона, демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников. Ложа и троны, ювелирные изделия и личные украшения, включая царскую диадему, светильники и безделушки, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски - все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе амарнского периода, даже в правление самого неудачного из его царей.
Архитектура. Жилые дома. Египтяне, принадлежавшие к любому общественному классу или сословию, строили свои дома из непрочных материалов - тростника, дерева, глины или глиняных кирпичей и никогда не использовали камня. Среди немногочисленных сохранившихся жилищ большинство представляет беднейшие деревенские лачуги, и лишь в столице Эхнатона Амарне найдены дома представителей знати. Древнейшие дома додинастического периода зачастую представляли собой просто убежища для защиты от ветра и солнца. Такие укрытия были вполне пригодны для жизни в условиях засушливого египетского климата. Виллы же являли собой сложные сооружения, включавшие снабженные водостоками помещения для купанья, отдельные кухни, стойла для скота, зернохранилища, просторные общие комнаты с высокими потолками и небольшими окнами и тесные спальни. Общие комнаты часто украшали настенными росписями. Лестница вела на крышу, где семья проводила значительную часть времени, или на второй этаж. При жилище имелась молельня, где поклонялись одному или нескольким богам (в Амарне - исключительно Атону), обычно представлявшая собой отдельное сооружение во внутреннем дворе дома. Поскольку большинство египтян, за исключением царей, имели по одной жене, в обычном жилище отсутствовали специальные женские помещения; египетские женщины участвовали в общественной жизни и обладали многочисленными правами, которых были лишены женщины в других странах Древнего Востока.
Стелы и мастабы. Архитектурные сооружения из камня предназначались только для умерших и для богов. Древнейшие из сохранившихся человеческих захоронений свидетельствуют, что египтяне делали определенные запасы, чтобы продолжить существование в загробном мире. Если усыпальницы времен I и II династий, независимо от того, принадлежали они царям или рядовым общинникам, строили из глиняных кирпичей - причем зачастую эти гробницы имели большие размеры и сложную планировку, - то позже некоторые их элементы стали выполнять в камне; это относится в первую очередь к стелам из гробниц I династии в Хелуане, которые вмуровывали лицевой стороной вниз в потолок камеры над погребением. На этих каменных стелах вырезали примитивное изображение умершего, его имя и титулы, а также сопровождающиеся иероглифическими подписями изображения основных продуктов для еды и питья; все это было выполнено в высоком рельефе. Такой обычай был явно связан с представлением, что весь этот набор сохранится и после того, как истлеют продукты, положенные в могилу, а тело владельца усыпальницы превратится в прах. Увековечивание в нетленном камне рассматривали как магическое средство, обеспечивающее вечное бытие умершему и необходимые ему средства существования. Вскоре каменные стелы стали помещать в стены усыпальниц, они обрели более крупные размеры и более разнообразные формы, постепенно превратившись в "ложные двери" в западной стене гробницы. Считалось, что усопший, изображенный над притолокой, будет выходить через эту дверь из погребальной камеры, чтобы отведать еды и питья, которые будут регулярно приносить в гробницу его живые родственники, и потому их также перечисляли и изображали на панели ложной двери.
В эпоху III и IV династий на смену кирпичным усыпальницам пришли каменные сооружения. Цари строили пирамиды для себя, а вокруг них рядами размещали сложные гробницы-мастабы, которые правители дарили своим высшим сановникам и приближенным. Мастабы имели многочисленные помещения, при V династии их насчитывалось до сотни. Они были богато украшены рельефами, воспроизводящими прижизненные деяния владельца усыпальницы - исполнение им своих должностных обязанностей, проявления царского благоволения к нему, - но при этом, что любопытно, никогда не содержавшими изображений богов.
Типичная мастаба состояла из вертикальной шахты, вырубленной в скальной породе на глубину 17-32 м и ведущей в погребальную камеру. Аналогичная усыпальница заранее строилась для жены усопшего. Наземное сооружение представляло собой прочную постройку из тесаного камня, к которой вначале пристраивали обращенную на восток молельню с ложной дверью в западной стене. С течением времени молельня приобретала все большие размеры и была включена в каменное наземное сооружение. Оно было разделено на несколько культовых помещений, стены которых украшали рельефами, призванными обеспечить владельца усыпальницы всем необходимым в загробной жизни. Одно или несколько расположенных в глубине помещений (они называются сердабы) узкими проемами в каменной кладке связывались с общественными помещениями и тем устанавливалась статуя усопшего. Полагали, что эти проемы позволят ему видеть навещающих его друзей и родственников и вкушать приношения, предназначенные обеспечить его благополучие, либо "духовно" потреблять продукты, положенные перед ложной дверью, либо читать перечни в вырезанных на ней иероглифических надписях. Некоторые из встречающихся в этих сердабах статуй представляют великолепные портретные изображения, причисляемые к высшим достижениям скульптуры эпохи Древнего царства.
Пирамиды и храмы. Есть основания считать, что превращение усложненной мастабы в ступенчатую пирамиду было осуществлено царем Джосером и его зодчим Имхотепом. Позже цари III и IV династий предприняли попытки изменить конструкции пирамид в ином направлении; это так называемая кривая пирамида в Дахшуре с иным углом наклона боковых граней, ступенчатая пирамида в Медуме с более крутыми, чем у пирамиды Джосера, стенами, позже перестроенная в настоящую пирамиду, но возведенная столь неудачно, что ее ровные наклонные грани теперь совершенно разрушены. В конце концов фараон Снефру, с которого начинается IV династия, задумал и возвел первую подлинную пирамиду, а его сын Хуфу - величайшую из всех пирамид.
Подобно тому как мастаба имела ложную дверь, обращенную на восток, культовая молельня в царских пирамидах располагалась также в восточной части. К эпохе IV династии она превратилась в храм сложной планировки с украшенным колоннами двором, обширным залом, по периметру которого находились статуи царя, культовыми помещениями и главным святилищем, обращенным к расположенной за храмом пирамиде. Этот храм при пирамиде соединялся длинным крытым проходом, ведущим на восток и вниз, с границей между пустыней и обработанными полями, во время ежегодных разливов Нила покрытыми водой. Здесь находился нижний, "долинный" храм с культовыми помещениями у самой кромки воды, куда на лодках в период половодья доставляли продукты и другие припасы, связанные с заупокойным культом царя. По крытому проходу их относили в храм при пирамиде и предлагали царю, дух которого (ка) мог легко покидать саркофаг, чтобы вкушать приготовленные блюда.
Долинный храм Хефрена - простое, лишенное украшений, но массивное сооружение из огромных прямоугольных гранитных блоков - до сих пор стоит рядом с великим сфинксом с лицом самого фараона.
Строгое величие архитектуры эпохи IV династии, о которой до раскопок мы могли судить исключительно по надписям и рельефам, было отвергнуто правителями следующей династии, которые строили свои пирамиды и храмы в Абусире. Нижний храм Сахура был украшен изящными гранитными колоннами в форме стволов финиковой пальмы. Стены храма покрывали барельефы, на которых этот царь был изображен победителем своих поверженных врагов - азиатов и ливийцев.
Заупокойный храм при пирамиде, также имеющий крытый подход, многократно превосходит размерами и величием аналогичные сооружения предшествующих царей. Использование камня контрастных цветов - известняка, базальта, алебастра - усиливает впечатление от великолепных раскрашенных рельефов, покрывающих его стены: здесь представлены сцены триумфа над побежденными врагами и их беспомощные жены и дети; царь, занятый ловлей рыбы или охотой на птиц; сцена охоты с изображением царя, стреляющего в антилопу, газелей и других животных; отплытие торгового флота из 12 морских судов в страны Восточного Средиземноморья и его возвращение; в святилище на резной панели - плите на каменном цоколе - изображены божества провинций, совершающие заупокойные приношения фараону.
Примечательной особенностью этого храма является сложная дренажная система из медных труб длиной более 320 м. Она проложена под полом храма и выведена наружу, причем стекала по ней не дождевая вода с крыши (хотя здесь имелось специальное устройство и для этого), а отходы от культовых церемоний, которые, будучи ритуально нечистыми, требовалось удалять за пределы священного пространства.
О великолепных достижениях строителей храмов эпохи Древнего царства можно судить лишь по отдельным фрагментам строений. Архитекторы той поры демонстрируют поразительный уровень владения техническими приемами, например, при обработке самых твердых пород камня. Между тем царские зодчие последующих времен предпочитали строить из более мягкого материала и из блоков меньшего размера, и величественные создания эпохи пирамид так никогда и не были превзойдены.
Фивы. Следующим периодом расцвета египетской архитектуры было время правления XII династии, религиозная столица которой находилась в Фивах. Ни одно из сооружений той эпохи не сохранилось в первозданном виде, лишь в Карнаке, фиванском храмовом комплексе на восточном берегу Нила, находится практически целая изысканная молельня из белого известняка, относящаяся к правлению Сесостриса I. Отдельные ее детали были в последние годы извлечены из кладки третьего пилона (привратного сооружения у храма) в Карнаке, возведенного Аменхотепом III в эпоху XVIII династии. Этот царь, используя упомянутую молельню из известняка в качестве каменоломни, невольно сохранил для потомства архитектурную жемчужину, своей ценностью намного превосходящую любую из грандиозных построек, воздвигнутых им в стремлении к державному величию.
Поскольку фараоны XVIII династии стали вырубать для себя потайные усыпальницы в Долине царей близ Фив, им пришлось разделить свои заупокойные храмы (соответствующие храмам при пирамидах эпохи Древнего царства) и сами гробницы. Располагаясь на краю обработанных земель, эти храмы тем самым напоминают более древние храмы, и попасть к ним из государственного храма в Карнаке можно было по Нилу и системе каналов. В это время в архитектуре сложился новый стиль, и все заупокойные храмы следуют единому типу. Они состоят из внушительного входного сооружения в виде двух башен с соединяющим их порталом - пилона, который вел в частично открытый двор с колоннадой по северной и южной сторонам. Вход через второй пилон открывал доступ во второй двор с колоннадой - своего рода зал для празднеств в честь богов, за которым следовало несколько гипостильных залов, вокруг которых по периметру располагались культовые помещения, сокровищницы, лавки для продажи употреблявшихся в ритуалах священных предметов, бойня, где готовилось мясо для приношений, и молельни, в которых помещались священные изображения богов. Буквально каждый квадратный метр храмовых стен внутри и снаружи был покрыт раскрашенными рельефами, прославляющими войны и иные деяния царей, ежедневные храмовые ритуалы и крупные религиозные праздники. Длинные иероглифические надписи сообщают о подвигах царей и об их приношениях богам. Заупокойный культ, которому были посвящены такие храмы, имел целью служить находящемуся в удаленной скальной усыпальнице царю, как если бы оба сооружения составляли единое целое.
Ряд царских заупокойных храмов протянулся, подобно нитке бус, с севера на юг вдоль кромки пустыни по краю обработанных земель на западе Фив, и каждый из них был посвящен культу одного из правителей, погребенных на кладбище в Долине царей. Позади храмов находятся вырубленные в известняке гробницы служивших царям должностных лиц и представителей знати, причем многие из них, как мастабы придворных эпохи Древнего царства, располагались возле усыпальниц их владык.
В Карнаке на протяжении примерно 2000 лет создавался не поддающийся описанию комплекс сооружений главного государственного храма, посвященного царю богов Амону-Ра. Попав в этот великолепный хаос, теряешься среди бесконечных рядов колонн, развалин пилонов, опрокинутых каменных блоков; монументальные обелиски (монолитные каменные столбы) до сих пор возвышаются на тех местах, где 3500 лет назад их воздвигли Тутмос I и его дочь Хатшепсут; некоторые из раскрашенных рельефов хорошо сохранились, другие потеряли первоначальный облик, а третьи обратились в прах; и повсюду бесконечные строки и столбцы иероглифических надписей. Половина всей истории Египта так или иначе отражена в этих письменах. Каждый фараон делал все возможное, чтобы соорудить еще один пилон, новую колоннаду, портал или зал, воздвигнуть новый колосс или обелиск либо хотя бы оставить иероглифическую надпись со своим именем и титулом во славу великого бога египетской державы, но в первую очередь - в честь самого себя. Всех остальных превзошел Рамсес II, завершивший Большой гипостильный зал со 134 колоннами - шедевр мировой архитектуры.
Ансамбль храмов в Карнаке протянулся в длину почти на 1,3 км. Аллея сфинксов длиной в 1,3 км соединяет его с храмом в Луксоре с его фантастической колоннадой - созданием Аменхотепа III - и с гигантским пилоном, сооруженным Рамсесом II в память о войнах, которые он вел в Азии.
Значительно выше по течению Нила, ниже второго порога, Рамзес II построил невероятных размеров храм в Абу-Симбеле. Это оригинальное сооружение вырублено в скале, а его двор и культовые помещения защищены облицовкой из песчаника. Снаружи находятся также вытесанные из скальных монолитов четыре колоссальные статуи сидящего Рамсеса II, безмолвно взирающего на восходящее солнце, лучи которого проникают в потайное святилище.
Религия. Космогония и местные божества. С древнейших времен египтяне отличались исключительной религиозностью. Если, как полагают некоторые ученые, они и были поначалу монотеистами, то вряд ли их единобожие было достаточно последовательным. Истовое почитание "божества собственного города" не мешало им допустить в свои сердца и на свои алтари каких-то иных богов. С созданием "союза Двух Царств" божества наиболее крупных городов обрели статус общенациональных. Мемфисский бог-творец Птах, солнечный бог Ра, бог из Гелиополя Мин - бог плодородия, почитавшийся в Коптосе, богиня-корова Хатхор из Дендеры, абидосский Осирис, саисская Нейт, космический бог Амон из Гермополя - с течением времени все они были перенесены в Фивы. Это были божества, некогда в той или иной степени связанные с конкретным местом, но постепенно их культ распространился и вверх, и вниз по долине Нила. Сходным образом бехдетский Хор и омбосский Сет первоначально были местными богами и с превращением почитавших Хора и Сета городов в столицы Нижнего и Верхнего Египта они стали соответственно богами двух этих государств. Бог северных земель Хор превратился в победителя Сета и стал национальным божеством Верхнего Египта. В конце концов, когда в правление Менеса Верхний Египет "объединил Два Царства", именно верхнеегипетского Хора стали считать победителем. Царь, будучи главным лицом в государстве и вследствие этого сам считавшийся божеством, рассматривался как земное воплощение Хора; поэтому каждый египетский фараон становился "Хором Сесострисом", "Хором Тутмосом", "Хором (в женской ипостаси) Хатшепсут" и т.п.
Временами боги, культ которых был привнесен из других мест, вытесняли местных богов. Так, фиванского Монту затмил Амон из Гермополя; и именно он стал верховным богом. Осирис не был исконным божеством Абидоса, но мало кто из египтян помнил того бога, который почитался здесь раньше, а Осирис, владыка Абидоса, был самым любимым из всех богов Египта.
Некоторые боги были объединены в семьи, подобные гелиопольской эннеаде (девятке): Атум - отец Шу и Тефнут, которые в свою очередь были родителями Геба и Нут, чьи дети - Осирис, Исида, Сет и Нефтида. В Карнаке почитали более простое семейство из трех богов - Амона, Мут и их сына Хонсу. Подобным божественным семьям поклонялись во многих храмах по всей стране.
Отличить местных богов от богов иной природы - к примеру, космических - достаточно сложно. Ра почитался как солнечный бог, Геб - как бог земли, а его сестра-жена - как богиня неба. Представление о поле этих божеств зависело от грамматического рода слова, обозначающего олицетворяемый каждым из них элемент мироздания. Космические боги обычно были антропоморфными, т.е. имеющими человеческий облик, в отличие от многочисленных местных божеств, которых первоначально почитали в виде животных и всегда изображали в образе зверей или как человеческих существ со звериными головами; так изображались Анубис, Хор, Хнум, Тот, Собек, Амон и многие другие. Бастет имела голову кошки (кошек в Египте глубоко почитали; после смерти их тела иногда бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах). Амон обычно изображался с головой барана, но его же представляли и в чисто человеческом обличье. Богиню неба Нут представляли либо женщиной, либо коровой, причем в обоих случаях ее изображали распростершейся по небосводу; ее тело покрыто звездами, и между ними на своей лодке с востока на запад каждый день путешествует солнце. Наконец, вплоть до воцарения христианства, в стране существовали и чистые культы животных - таких, как быки Апис, Мневис и Бухис, среди которых особенно важен культ Аписа, быка, считавшегося "душой" бога Птаха.
Религиозные мифы: Осирис. Хотя египетские боги, в отличие от греческих, не общались с людьми, им были доступны такие человеческие чувства, как любовь, ненависть, зависть и мстительность, и зачастую они опускались до поступков весьма сомнительного свойства. Тем не менее египтяне считали своих богов в высшей степени нравственными и стремились им подражать. Ближе всех сердцу египтянина был, вероятно, бог его города. Связь человека с подобными богами была теснее, чем с величественным богом неба или с божествами государственного храма. Самым же родным для них был, по-видимому, Осирис. Согласно легенде, некогда он был земным царем. Осирис был убит своим завистливым братом Сетом, который расчленил его труп и бросил его в Нил. Но Исида, преданная жена Осириса, собрала разрозненные части его тела; Осирис воскрес и с тех пор правит в царстве мертвых. Безжалостный Сет обратил свои злобные замыслы против малолетнего сына Исиды и Осириса - Хора, из-за чего мать младенца была вынуждена ради его спасения скрыться в недоступных болотах Дельты. Ребенок выжил, чтобы впоследствии сразиться со своим дядей и одолеть его, а боги объявили его законным наследником Осириса и возвели на отцовский трон.
Египтянам были необычайно близки страдающие боги, испытавшие, по их представлениям, все невзгоды и лишения простых смертных. Культ этой семьи - пострадавшего Осириса, его преследуемой жены, многострадальной Исиды, и невинного младенца Хора, скрывавшегося от жестокого Сета, - пользовался наибольшей популярностью. В конечном счете каждый египтянин считал себя в какой-то мере Осирисом, в борьбе отстоявшим свои права и победившим даже смерть. Каждый в своих надгробных надписях именовал себя "Осирис такой-то" и надеялся разделить судьбу этого бога в потусторонней жизни.
Прочие верования. Духовная жизнь египтянина не исчерпывалось религией, он верил и в действенность магии. Он обращался к древним Текстам пирамид и Текстам саркофагов и использовал многие из содержащихся в них заклинаний для удовлетворения своих загробных желаний.
Дальнейшее развитие магических текстов, предназначенных обеспечить душе умершего способность покидать могилу и наслаждаться всем тем, что доступно живым, нашло отражение в Книге мертвых. Само наличие в могиле умершего копии важных заклинаний подобного рода гарантировало ему получение всех испрашиваемых благ, равно как и защиту от всех зол, с которыми может, по его представлениям, встретиться умерший. Чтобы помочь умершему совершить долгое и опасное путешествие в загробный мир, были созданы и другие необычные тексты.
В правление XIX династии в Египте, особенно среди представителей низших сословий, возникло новое религиозное течение: впервые в истории было сформулировано утверждение, что, хотя человек и расположен ко злу, бог расположен прощать его прегрешения.
В разные периоды с разной степенью настойчивости в египетской религии пробивались ростки монотеистических верований, но лишь Эхнатону ок. 1375 до н.э. было суждено провозгласить единобожие государственной религией. Можно спорить, исповедовал ли этот царь истинный монотеизм; как бы то ни было, его учение не нашло отклика в народе и умерло вместе с ним.
Поскольку сам фараон считался богом, он, естественно, мог общаться с богами государства. Он был верховным жрецом, обязанным совершать ежедневные ритуалы в храме и церемонии на религиозных празднествах. Конечно, непосредственное участие в них было невозможно для монарха, обремененного бесчисленными делами и обязанностями. Поэтому свои жреческие функции он передавал другим, лично утверждая высших жрецов главных храмовых культов и вмешиваясь в их деятельность лишь в случае необходимости.
Политическая и социальная организация. Главным занятием фараона было управление государством. Его ближайшим советником в был первый министр, выбираемый и назначаемый самим царем. Это высокое должностное лицо являлось комендантом столицы, верховным судьей, организатором общественных работ, ответственным за пополнение войска, министром иностранных дел, и это были лишь некоторые из верховных функций, которыми он был наделен. Вторым по значению лицом был начальник казны, ведавший сбором всех налогов и всеми расходами. которые осуществлялись в натуральной форме, поскольку денег и чеканки монеты египтяне не знали.
Оба названных министра должны были ежедневно предоставлять отчет царю. На них и на все органы государственного управления работала огромная армия писцов, секретарей и прочих чиновников. В огромных количествах производились продукты земледелия и животноводства. Кроме того, извне поступала "дань", это были предметы обычной торговли, поставки золота, серебра и ценных поделочных камней из рудников, дерево, доставляемое водным путем из Сирии, черное дерево и слоновая кость с юга, - и все это в невообразимых для современного человека количествах. Все это богатство тщательно учитывалось, что находило отражение в миллионах документов, из которых сохранилась лишь малая часть, служащая источником наших сведений.
Профессия писца пользовалась большим почетом. Писцы гордились своим положением и обычно с презрением относились к представителям иных специальностей. Военная служба и физический труд рассматривались как проклятье, тогда как должность писца была синекурой, сулящей легкую жизнь и особые привилегии. Нет оснований считать, что в Египте существовал свод законов. Законы были известны, их соблюдали или нарушали, но если когда-либо и была осуществлена их систематическая запись, то впоследствии она бесследно исчезла. Однако добропорядочный египтянин жил в соответствии с законом, нарушителя же ожидало наказание. Вероятно, царь провозглашал закон тогда, когда в нем появлялась необходимость. Сохранились многочисленные царские указы, изданные по конкретным поводам, но ничего похожего на свод законов, подобный, например, Кодексу Хаммурапи, обнаружено не было.
Экономика. На протяжении всей своей истории экономика Древнего Египта базировалась на земледелии; даже в поздний период долина Нила служила настоящей житницей Римской империи. Двумя основными культурами были ячмень и эммер (разновидность пшеницы), к которым затем добавились другие сорта зерновых. Еще на заре истории египтяне ткали из льна; хлопка в древности не знали, а одежда из шерсти никогда не пользовалась широкой популярностью. Самыми распространенными фруктовыми деревьями были финиковая пальма, инжир и гранат. Из овощей известны репчатый лук, лук-порей, огурцы и дыни. Основой жизни был хлеб, а любимым напитком - пиво; эти продукты были тесно связаны между собой, поскольку пиво египтяне варили из заквашенного теста.
Домашних животных разводили в огромном количестве как для пропитания, так и для выделки кож. В большом числе держали овец и коз, а любимой пищей были утки и гуси; кур не знали вплоть до времени правления XVIII династии. Пчел разводили для получения меда, причем это занятие являлось царской монополией. Крупный рогатый скот широко использовали в плужной запряжке, но для перевозки грузов служил осел. Лошадь была неизвестна до гиксосского периода, но именно ее использование в то время стало мощным фактором в завоевании Египта этими азиатскими племенами. Скот играл столь важную роль в экономике, что первые цари исчисляли время своего правления по производившимся каждые два года переписям стад.
Деревья, пригодные для использования в качестве строительного материала, произрастают в долине Нила в весьма скудном количестве. Уже в эпоху первых династий цари отправляли морские суда, часто целые флоты, в Ливан за древесиной хвойных деревьев. Из такого дерева изготовлены наиболее хорошо сохранившиеся изделия. Вполне возможно, что вся морская торговля последующих эпох развилась из этих плаваний за древесиной. Египтяне стали замечательными мореходами; царь Нехо (609-593 до н.э.) снарядил экспедицию, совершившую успешное путешествие вокруг Африки.
Залежи медной руды еще в раннюю эпоху привлекли внимание египтян к Синайскому полуострову, и добыча меди в большом количестве на рудника стала процветающей отраслью хозяйства. Разрабатывали на Синае и месторождения бирюзы. Золото и в меньшем количестве серебро имелись в юго-восточной пустыне, где их добыча служила дополнением к огромному количеству золота, которого, как полагали азиатские цари, в Египте было не меньше, чем песка. Своего железа в Египте не было, и оно почти не применялось в производстве или обиходе. Среди египетских древностей обнаружено несколько кусков метеоритного железа; некоторые изделия из этого металла были привезены сюда из других стран. В гробнице Тутанхамона найден изящный железный кинжал с золотой рукояткой. Грузы разнообразных иноземных товаров доставлялись в Египет из Западной Азии, с Кипра, Крита и, конечно, из областей в верхнем течении Нила и с восточного побережья Африки. Специальные экспедиции отправляли по Красному морю к берегам Сомали для покупки предметов роскоши - в первую очередь ладана и мирра, необходимых для богослужений в храмах.
Все эти и многие другие продукты земледелия и предметы торговли были взращены или изготовлены тружениками, с особой живостью и теплотой запечатленными скульпторами и живописцами Древнего Египта. Работа в шахтах и рудниках часто доставалась каторжникам и пленным иноземцам, но и подразделения египетского войска постоянно использовали на общественных работах, требовавших больших физических сил. Без сомнения, существовало и рабство, но о положении и правах рабов сохранилось мало сведений.
Ремесленников - столяров, плотников, резчиков по металлу, каменотесов, а также скульпторов, живописцев, ювелиров Египта в древности считали невпревзойденными мастерами. Самые выразительные образцы их мастерства демонстрируют сокровища из гробницы Тутанхамона, в которой сохранились практически все виды изделий.