Значение МАО ДУНЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МАО ДУНЬ

Дунь (псевдоним; настоящее имя Шэнь Янь-бин) (родился июль 1896, Цинчжэнь, провинция Чжэцзян), китайский писатель, общественный деятель. Учился на подготовительном отделении Пекинского университета, с 1916 работал в издательстве в Шанхае. Возглавлял журнал 'Сяошо юэбао' (1920-22), был одним из основателей Общества изучения литературы (1921). До 1927 выступал как публицист, литературовед, критик и переводчик, знакомя китайского читателя с западноевропейской и русской литературой, рассказывал о первых успехах советской литературы. Автор книг 'Изучение персонажей' (1925), 'Китайская мифология' (1925), 'Введение в изучение прозы' (1928) и других.

Первое художественное произведение - трилогия 'Затмение' (1927-28), состоящая из повестей 'Разочарования', 'Колебания' и 'Поиски', была создана вскоре после поражения революции 1925-27. Большинство её героев - мятущиеся молодые интеллигенты, которые быстро разочаровываются в жизни; лишь немногие продолжают борьбу. В 1928-30 М. Д. находился в эмиграции в Японии, где написал рассказы сборников 'Шиповник' (1929) и 'Прошлогодняя трава' (1929), по настроениям примыкающие к трилогии, и незавершённый роман 'Радуга'.

Вернувшись из эмиграции в 1930, М. Д. стал одним из ведущих членов Лиги левых писателей Китая .

В состоящей из трёх больших рассказов 'Деревенской трилогии' (1932-34) М. Д. показал, как под влиянием экономического кризиса крестьяне поднимаются на вооружённую борьбу. Разорение мелких торговцев стало темой повести 'Лавка Линя' (1932); типична фигура её героя - предприимчивого и доброго человека, далёкого от политики и неспособного к сопротивлению. Первым образцом социальной эпопеи в новейшей китайской литературе стал роман М. Д. 'Перед рассветом' (1933), в котором изображается положение национальной буржуазии, массовая борьба рабочих.

В годы войны с Японией (1937-45) М. Д. организовывал литературную общественность на патриотическую борьбу, редактировал журнал 'Вэньи чжэньди', много внимания уделял художественно-документальной литературе: 'Повесть о первом этапе' (1939), рассказывающая о трёхмесячной обороне Шанхая, 'После разгрома' (1942) и др. В 1941 в Гонконге выпустил роман 'Распад', написанный в форме дневника молодой женщины, втянутой в чанкайшистскую тайную полицию. Вернувшись в 1942 после захвата японцами Гонконга на гоминьдановскую территорию, М. Д. создал роман 'Тронуты инеем, листья алеют, словно цветы весной' (1942) - первую часть задуманного широкого полотна о судьбах китайской провинции накануне революции 1911-13, а в 1945 - драму 'В дни поминок', посвященную перспективам борьбы за обновление страны.

После окончания войны с Японией М. Д. участвовал в демократическом движении, занимался переводами ('Сын полка' В. Катаева, 'Народ бессмертен' В. Гроссмана и др.), работал над романом 'Закалка' (1948, незакончен). В 1946-47 совершил поездку по СССР, результатом которой явились книги 'Виденное и слышанное в СССР' (1948) и 'Беседы о Советском Союзе' (1949).

В 1949-64 М. Д. был заместителем председателя Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства, председателем СП КНР и министром культуры КНР; занимался литературоведческой и публицистической деятельностью: книги 'Ночные заметки. Размышления о Социалистическом реализме' (1958), 'Воодушевление' (1959), 'Об истории и исторических драмах' (1962). В период так называемой культурной революции подвергался гонениям.

Соч.: Мао Дунь вэнь цзи, т. 1-10, Пекин, 1958-61; в русском переводе - Сочинения, т. 1-3, М., 1956.

Лит.: Сорокин В. Ф., Творческий путь Мао Дуня, М., 1962; Е Цзы-мин, Лунь Мао Дунь сыши нянь ды вэньсюэ даолу, Шанхай, 1959.

В. Ф. Сорокин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.