Значение слова НЕОКОНФУЦИАНСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое НЕОКОНФУЦИАНСТВО

идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Суй (10-13 вв.). Н. сформировалось в процессе борьбы с буддизмом и даосизмом, подвергаясь в то же время их влиянию. Ранними предшественниками Н. можно считать писателя и философа 8-9 вв. Хань Юя и его ученика Ли Ао, которые поставили задачу обновления и дальнейшего развития конфуцианства с целью преодоления влияния даосского и буддийского учений в Китае. В отличие от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими концепциями, в Н. значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Один из основателей Н. мыслитель 11 в. Чжоу Дунь-и, или Чжоу-цзы, выдвинул понятие 'великого предела' (тай цзи) как первоосновы мира. Этому абсолютному 'великому пределу' подчиняется мир природы и мир этических отношений как единая система, как две стороны единого целого. Учение Чжоу-цзы восприняли и развивали Чжан Цзай и братья Чэн Хао и Чэн И. Наиболее видным представителем Н. был крупный сунский учёный 12 в. Чжу Си - комментатор, историк, философ-дуалист. Он привёл в систему основные философские представления своих предшественников. Чжу Си считал, что 'великий предел' содержит два начала (идеальное бестелесное 'ли' и материальное 'ци'), признавая 'ли' предшествующим всему и возвышающимся над всем, но могущим существовать только с 'ци'. Виднейшим представителем субъективно-идеалистического направления Н. считают философа конца 15 - начала 16 вв. Ван Ян-мина, который идею Конфуция и Мэн-цзы о врождённости знаний дополнил утверждением о том, что мир является порождением сознания.

Н. поддерживало реакционную концепцию древнего конфуцианства о незыблемости существующих социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, на 'благородных мужей' и 'мелких людишек'. Неоконфуцианцы пересмотрели толкование основного свода конфуцианской канонической литературы - 'Пятикнижия' ('У цзин'). По предложению Чжу Си новым конфуцианским каноном было провозглашено 'Четверокнижие' ('Сы шу').

В конце 13 - начале 14 вв. Н. стало официальной идеологией. Н. сохраняло своё господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 в. Оно оказало большое влияние на философские взгляды в Японии, Корее и Вьетнаме.

Лит. см. при ст. Конфуцианство .

Л. И. Думан.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.