Значение МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ в Литературной энциклопедии

Что такое МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

[МОРП, прежде Международное бюро революционной литературы] — организация, объединяющая пролетарские и революционные лит-ые силы всего мира. В соответствии с этим в круг непосредственных задач МОРП входит всестороннее содействие развитию пролетарской литературы, превращение ее в мощное средство воздействия на массы, отвечающее конкретным задачам классовой борьбы, выращивание новых кадров из армии рабкоров — основного резерва сил пролетарской лит-ры, руководство сочувствующими борьбе революционного пролетариата мелкобуржуазными писателями, их перевоспитание, ускорение процесса полевения лучшей части мелкобуржуазной интеллигенции и ее перехода в лагерь революционного пролетариата, идеологическое руководство отдельными национальными секциями и объединение их в международную боевую организацию, проведение единой массовой работы и кампаний, обмен накопленным опытом пролетарско-революционных лит-р отдельных стран, наконец интернационализация и систематизация этого опыта. Эти задачи теснейшим образом связаны с интенсивной борьбой против враждебных классовых идеологий всех оттенков, в первую очередь с разоблачением фашизма, социал-фашистского и пацифистского одурачивания масс, а также националистской демагогии. МОРП в основном вело правильную борьбу на два фронта: с одной стороны, против оппортунистического крыла, отрицавшего возможность развития пролетарской культуры до победы пролетарской революции, проповедывавшего сотрудничество с явно враждебными пролетариату идеологическими течениями, недооценившего роль рабкоровских кадров и стремившегося передоверить строительство пролетарской литературы мелкобуржуазной интеллигенции; с другой стороны — против сектантства, которое рассматривает всякую литературу, кроме пролетарской, как сплошь реакционную и тем самым отказывается от ведущей роли пролетлитературного движения по отношению к революционным мелкобуржуазным писателям, приближающимся к пролетариату, отрицает возможность иного происхождения пролетарской лит-ры, как только из рабкоровского движения, и т. д. Вместе с тем чрезвычайно тормозил работу МОРП его явно ошибочный, противоречивый организационный принцип. МОРП считался с самого начала широкой лит-ой организацией, открытой для всех пролетарских и сочувствующих пролетариату писателей и ориентирующейся на два источника: на пролетарских писателей, с одной стороны, и на мелкобуржуазных революционных писателей — с другой; внутри же Советского Союза МОРП ориентировался исключительно на пролетарских писателей, входящих в РАПП (позже ВОАПП), и совершенно отрицал возможность привлечения к своей работе широких кругов

83 советской писательской интеллигенции, не принадлежавшей к РАПП. Это привело к тому, что, во-первых, все теоретические и организационные ошибки РАПП были перенесены в МОРП, а, во-вторых, что левые мелкобуржуазные писатели капиталистических стран не питали должного доверия к организации, отвергающей в своей работе участие советской писательской интеллигенции. Международное пролетарско-революционное лит-ое движение в настоящее время во всем мире значительно окрепло. Кадры пролетарских писателей увеличились. Лучшая часть лит-ых сил мелкобуржуазной интеллигенции, разоренной кризисом капитализма и осознавшей гибель буржуазной культуры, примкнула к пролетариату и его авангарду. Но в этом процессе литературно-политическая линия и организационная работа МОРП не всегда являлась ведущей. Главную причину этого нужно искать именно в уже указанном ошибочном организационном принципе. Другая причина слабой организационной работы МОРП коренится в том, что актив МОРП, товарищи, принимавшие участие в повседневной работе секретариата, состоял до последнего времени почти исключительно из политэмигрантов, живущих в Москве и не имеющих достаточной живой связи с отдельными секциями МОРП. МОРП было основано в 1925 как Международное бюро связи. До 1927 работа его ограничивалась установлением и поддержанием связи с некоторыми наиболее известными левобуржуазными иностранными писателями. В 1927, во время относительной стабилизации капитализма, состоялась под председательством т. Луначарского первая Международная конференция революционных писателей, на к-рой присутствовал, помимо пролетарских писателей СССР, ряд иностранных писателей, приглашенных на празднование 10-летия Октября (всего приблизительно 30 литераторов из 11 стран). Это обусловило случайный характер конференции, зарубежные участники к-рой не были представителями отдельных организаций (таких лит-ых организаций с четкими революционно-пролетарскими установками в то время почти нигде не существовало). В подавляющем большинстве это были лит-ые величины мирового значения, представители радикальной мелкобуржуазной литературы. Несмотря на эти неблагоприятные обстоятельства, объясняющиеся слабым развитием пролетарского литературного движения в то время, конференция сыграла решающую роль в деле дальнейшего развития движения, так как на ней были впервые формулированы политические установки новой международной революционной литературной организации и созданы ее основы. Вопреки многим ошибочным выступлениям представителей как правой, так и «левой» оппозиции (к крайне «левым» принадлежал как раз оказавшийся вскоре ренегатом Панаит Истрати) пролетарские писатели СССР совместно с иностранными пролетписателями (А. Барбюс, Бела Иллеш, И. Р. Бехер и другие) сумели отстоять на ней правильную линию. Из резолюций I конференции следует отметить директиву — всюду, где это только возможно,

84 объединять пролетарских и революционных писателей в национальные секции, а также постановление издавать центральный орган МБРЛ «Вестник иностранной лит-ры». На конференции была также установлена политическая платформа МБРЛ, согласно к-рой каждый писатель, активно выступающий против фашизма, против угрозы империалистической войны и белого террора, имеет право быть членом организации. Эти резолюции открыли широкую возможность развитию международного революционного литературного движения. В течение 3-летнего промежутка, между первой и второй конференциями [ноябрь 1927 — ноябрь 1930], МБРЛ широко развернуло работу огромного значения. Обострение политической ситуации, крах иллюзий, вызванных временной и относительной стабилизацией капитализма и соц.-дем. мечтаний об «организованном капитализме», мировой экономический кризис на основе всеобщего кризиса капитализма, страшная безработица в капиталистических странах, ликвидация безработицы в СССР — вызвали повсеместный рост активности трудовых масс, обострение классовых противоречий и резкую поляризацию классовых сил. В связи с этим росло и ширилось и международное революционно-пролетарское лит-ое движение. Необходимо прежде всего отметить правильность общей литературно-политической линии МБРЛ за указанный период. Ошибки отдельных товарищей или отдельных группировок внутри национальных секций были своевременно вскрыты. Были правильно намечены пути развития пролетарской лит-ры и методы содействия этому развитию, а также методы плодотворной работы по перевоспитанию попутчиков. Но «левые» ошибки, которые сделало МОРП в своей организационной работе, исключая участие советской писательской интеллигенции, дали себя знать. Против «левых» загибов ряда товарищей в большинстве случаев велась борьба со стороны секретариата МОРП, но эта борьба не давала достаточных результатов (подчас сам секретариат впадал в «левую» ошибку, напр. в борьбе против правых ошибок т. Барбюса). Не осознав своих ошибок, секретариат стремился достигнуть поставленных себе целей путем применения административных методов вместо идеологического руководства. Все эти причины совместно обусловили слабость и недостаточность организационной работы МБРЛ, не поспевающего организационно закрепить пролетарское литературное движение везде, где оно зарождалось. Те же ошибки в основном характерны и для старого ц. о. МБРЛ. Издаваясь исключительно на русском яз., он естественно не был тем, чем должен был стать, — руководящим органом, воспитателем пролетарских писателей и попутчиков всего мира. Журнал носил слишком пассивный характер и скорее регистрировал достижения международной революционной литературы, чем стимулировал их, отставая от пролетарского лит-ого движения. Ко времени второй междунаррдной конференции было основано всего пять секций.

85 До Харьковской конференции МБРЛ представляло скорее европейскую, чем мировую организацию. Из важнейших моментов литературно-политической работы МБРЛ отметим еще его непрерывную и плодотворную деятельность по борьбе с белым террором. Ряд проведенных МБРЛ политических кампаний (напр. в связи с арестом И. Р. Бехера, Л. Лайцена, М. Кахана и др.) поднял мощную волну протеста трудовой интеллигенции и трудящихся масс всего мира и вырвал ряд писателей из лап буржуазного «правосудия». МБРЛ, хотя вело недостаточно обширную и диференцированную борьбу с угрозой империалистической войны, мобилизовало широчайшие писательские круги мира на защиту СССР от империалистической интервенции (анкета по вопросу о войне, опубликованная в «Правде», «Известиях» и в ряде зарубежных газет и журналов, а также изданная отдельным сборником, — это первый смотр классовых сил на лит-ом фронте). Благодаря изменившейся общеполитической ситуации, но в известной степени и благодаря работе МБРЛ общее положение международной революционно-пролетарской литературы накануне II Международной конференции коренным образом отличалось от ее положения в 1927. Пролетарская лит-ра, которая в 1927 находилась в зачаточном состоянии, сделалась теперь центром кристаллизации мировой революционной лит-ры. Социальный облик мелкобуржуазного революционного писателя резко изменился. Прежний попутчик очень мало похож на теперешнего союзника пролетарской лит-ры, приблизившегося к нам в третий период развития послевоенного капитализма прежде всего под давлением всеобщего экономического и культурного кризиса капитализма и лишенного уже иллюзий относительно возможностей его стабилизации. Политическое сознание лучшей части этого нового отряда писателей из мелкобуржуазного лагеря все более определенно эволюционирует в сторону идеологии революционного пролетариата. С 5 по 15 ноября 1930 в Харькове заседала II Международная конференция революционных писателей. В противоположность I конференции подавляющее большинство составляли здесь пролетарские писатели, делегаты отдельных революционно-пролетарских литературных организаций. Всего было представлено 22 государства 82 делегатами с решающим голосом и 29 с совещательным; 85% делегатов являлись членами коммунистических партий. Такие цифры свидетельствуют о том, что работа с мелкобуржуазной революционной интеллигенцией была еще довольно слаба. Харьковская конференция открыла международному революционно-пролетарскому литературному движению новые перспективы. Конференция дала ясный и определенный ответ на вопрос о возможности развития пролетарской культуры (и лит-ры) до захвата власти пролетариатом в капиталистических странах. Огромные успехи, к-рые международная пролетлитература сделала в самые последние годы в отношении массовости своего характера,

86 своей идеологической и художественной зрелости, появление целого ряда значительных произведений окончательно разбили антимарксистские оппортунистические аргументы противников пролетлитературного движения. Само собой разумеется, что положительный ответ на вопрос о возможности создания и развития пролетарской лит-ры за границей до завоевания власти включает в себя и безоговорочное признание активнейшей роли СССР как оплота и могущественного фактора мировой революции. Осветив целый ряд важных вопросов, в том числе и вопрос об отношениях между пролетарскими и революционными писателями, выходцами из лагеря мелкой буржуазии, конференция дала правильную политическую оценку и объявила решительную борьбу как правому, так и «ультра-левому» уклонам. Сплочение и укрепление пролетарского коммунистического ядра, решительный упор на выдвижение рабочих писателей (прежде всего из рабкоровского движения), непримиримая борьба со всеми враждебными пролетарской идеологии течениями и направлениями (в том числе и с мелкобуржуазным пацифизмом, с лжерабочей социал-фашистской и фашистской лит-рой), приближение к пролетариату лит-ых союзников из рядов революционных писателей городской мелкой буржуазии и крестьянства — таков путь, к-рый конференция предначертала дальнейшему развитию международной революцчонно-пролетарской лит-ры. Литературно-политические установки, данные Харьковской конференцией, были в основном совершенно правильны. Конференция занималась, хотя далеко не достаточно, и творческими проблемами, но решала их упрощенчески, не подымаясь над общерапповским теоретическим уровнем. Конференция признала, что «творческим методом пролетарской лит-ры может быть только метод диалектического материализма». Одним из важнейших результатов конференции явилась мобилизация пролетарских и революционных писателей всего мира для борьбы против империалистической интервенции. Изменившаяся политическая обстановка и укрепление организации дали возможность МОРП расширить свои принципиальные требования. По постановлению конференции «каждый член секции МОРП обязан активно содействовать революционному движению пролетариата в своей стране, бороться не только с фашизмом, но и с социал-фашизмом, активно поддерживать борьбу угнетенных колониальных народов, всеми доступными ему средствами бороться активно за защиту СССР». После Харьковской конференции МОРП развит свою деятельность на основе принятых конференцией решений. Хотя эти решения проводятся часто механично, в большинстве случаев только частично, однако конференция оказала на развитие международного революдионного лит-ого движения глубокое и плодотворное влияние. Работа МОРП в настоящее время тщательно диференцирована в строгом соответствии с особенностями развития отдельных государств или групп государств. Всюду, где степень развития революционно-пролетарской

87 лит-ры это допускает, созданы секции МОРП или ведется подготовка к их созданию; с другими странами поддерживается тесная связь путем постоянного контакта с отдельными товарищами. Активное участие принимает МОРП в работе других пролетарских культурных объединений. Оно сыграло ведущую роль в деле организации Международного бюро революционных художников (МБРХ — основано на Харьковской конференции) и Международного рабочего театрального объединения (МРТО), в работах которого МОРП принимает участие. После II Международной конференции были организованы новые секции в САСШ, Японии, Китае, Чехо-Словакии, Франции и в ряде стран с фашистской диктатурой. Благодаря коренной перестройке МОРП во вторую половину 1932 изживаются главные из отмеченных выше недостатков и ошибок в работе секретариата. Советская писательская интеллигенция принимает активное участие в его деятельности, налаживается крепкая жизненная связь с отдельными секциями, представители к-рых привлекаются к работе секретариата. Организация внутри последнего «Комиссии по странам» значительно облегчает конкретное руководство. В 1933 в Испании создана секция МОРП, группирующаяся вокруг журнала «Октябрь» во главе с Рафаилом Альберти, Рамоном Сендером, М. Г. Леоном и др. Коренной реорганизации подвергся также старый ц. о. МОРП. Новый ежемесячный журн. «Литература мировой революции» выходит различными изданиями на 4 яз.: русском, немецком, английском и французском и становится действительно руководящим органом международного революционно-пролетарского лит-ого движения. Основные секции МОРП в данное время: а) Делегация Оргкомитета советских писателей. Опыт советской пролетарской литературы, та борьба, к-рую она вела за партийную линию в лит-ре, ее борьба на два фронта за ленинскую культурную революцию помогли международной пролетарской революционной лит-ре стать на ленинский путь. Произведения отдельных писателей СССР также оказали огромное влияние на творческие пути пролетписателей зарубежных. б) Союз пролетарско-революционных писателей Германии — наиболее значительная зарубежная организация как по своему политическому весу, так и по своей литературной продукции. Основанная в 1928, она насчитывала свыше 450 членов, из которых 80% рабочих. Союз этот с самого начала теснейшим образом увязал лит-ую работу своих членов с конкретными задачами революционной классовой борьбы. Руководство Союза сумело, с одной стороны, вести воспитательную работу с мелкобуржуазными революционными писателями (Анна Зегерс, Л. Ренн) путем привлечения в свои ряды новых попутнических кадров (Э. Глезер, Б. Брехт, О. М. Граф, Т. Пливье); с другой стороны, вырастить высококвалифицированную в художественном

88 отношении, идеологически крепкую гвардию пролетарских писателей. Союзом была налажена тесная связь с рабкоровской массой, а также другими боевыми культурными объединениями рабочего класса — Союзом рабочих театров в Германии, Ассоциацией революционных художников «ИФА», Объединением пролетарской культуры и др. Из лит-ой продукции членов Союза отметим большой эпос о пятилетке И. Р. Бехера «Великий план» и его новые антифашистские произведения, первый пролетарский антивоенный роман А. Шарера «Без отечества», ряд крупных романов классового опыта (К. Грюнберг — «Пылающий Рур», Г. Мархвитца — «Штурм на Эссен», К. Нейкранц — «Баррикады Веддинга», произведения Оттвальда) и в последнее время ряд производственных романов (Бредель — «Машиностроительный завод Н. и К»), Орган Союза «Linkskurve» (Левая кривая) имел большие заслуги в деле освещения принципиальных вопросов пролетарской литературы и литературной политики. В настоящее время Союз разгромлен фашистской реакцией. После прихода Гитлера к власги Союз, несмотря на эмиграцию многих видных пролетписателей, продолжает существовать в несколько иной форме. Если учесть, что при гитлеровской диктатуре даже далекие от революции писатели, не примкнувшие к фашизму, не имеют возможности продолжать свою деятельность, то станет ясно, насколько тяжело положение немецкой пролетарской лит-ры, так недавно начавшей крепнуть и развиваться. Но фашистской реакции не удастся подавить пролетарскую лит-ру Германии, как не сломить ей немецкого пролетариата. Она вместе с ним продолжает дело революции в подпольи, в тех многочисленных нелегальных изданиях, которые так пугают фашистов, напоминая им о близком конце их господства. Ее героическое сопротивление привлекает новые силы — ряд писателей, раньше к ней не примыкавших. в) Союз венгерских революционных писателей и художников — старшая по времени из заграничных пролетарских лит-ых организаций (основан в 1926). Объединяет пролетписателей Венгрии, а также венгерских пролетписателей-эмигрантов, живущих в разных странах. В связи с этим местные отделения этого Союза имеются в Москве (члены этого Союза, живущие в Москве, входят в венгерскою комиссию при МОРП), в Нью Иорке, Чехо-Словакии, Берлине и т. д. Союз насчитывает около 60 человек, из к-рых 90% составляют коммунисты. Несмотря на свою относительно небольшую численность, организация имеет большое международное значение, гл. обр. благодаря тому, что большая часть ее членов сочетает опыт первой пролетарской диктатуры в Венгрии, белого террора и эмиграции с богатым опытом социалистического строительства в СССР. Организация недавно выработала свою лит-ую платформу. Из писателей, входящих в Союз, наиболее известны: Бела Иллеш, Анатоль Гидаш, И. Маца, Александр Барта, Андор Габор, Александр Гергель, Фридрих Карикаш, Аладар Комьят, Эмиль Мадарас,

89 Ян Матейка, Лайош Киш, Матэ Залка и др. Орган Союза «Sarl? ?s Kalap?cs» (Серп и молот) выходит в Москве в количестве 3 700 экз., что для Венгрии составляет очень большой тираж. г) Союз пролетарско-революционных писателей Австрии основан в 1930. Насчитывает около 80 человек, из к-рых 80% — рабочие. Союз провел ряд удачных кампаний против фашизма и белого террора, а также в защиту СССР. Состоя в значительной мере из начинающих рабочих писателей, не имеющих возможности уделять много времени учобе и творчеству, Союз пока мало выявил свое творческое лицо. Члены его принимают активное участие в повседневной борьбе компартии Австрии и ее печати. Наиболее известные из членов этой организации — Франц Яничек, Ганс Майер, Петер Шнур, Эрих Фрейман, Эрнст Фабри. д) Группа польских пролетарских писателей — работает в тяжелых условиях фашистской диктатуры. Большая часть ее членов — в тюрьме. Уже до Харьковской конференции в Польше существовали две национальные организации пролетарских писателей: польская и западноукраинская. Группа польских пролетарских писателей возникла в 1925. Она выпускала ряд революционных лит-ых журналов, к-рые по очереди запрещались цензурой («Рабочая культура», «Дзвигня»); последний из их журн. «Лит-ый ежемесячник» (в свое время запрещенный) провел ряд принципиальных творческих дискуссий и путем массового конкурса на пролетарский очерк сумел выявить новые кадры пролетарских писателей из среды промышленного и сельскохозяйственного пролетариата. Наиболее значительные представители польской революционной лит-ры — Станислав Ричард Станде, Бруно Ясенский, Владислав Броневский. К этой группе примыкают писатели Ст. Выгодский, А. Ват, Л. Кручковский, автор «Кордиана и Хама». Часть польских пролетарских писателей живет в вынужденной эмиграции в СССР. е) Группа западноукраинских пролетарских писателей «Горно» — представляет собой широкую литорганизацию, крепко связанную с массовым движением и черпающую из него свои кадры. Еще до организации группы [1929] несколько пролетарских писателей в 1927 основали пролетарский литературный журнал «Викна», ныне запрещенный. Наиболее известные из западноукраинских пролетарских писателей: Василь Бобинский, Стефан Масляк, Стефан Тудор, Я. Галан, Петр Козланюк, М. Калынчук, В. Шаян, М. Сопилка, В. Мызынец и др. Часть из них была вынуждена эмигрировать в Советскую Украину, часть заперта в тюрьмах фашистской Польши. ж) Чехо-словацкая секция МОРП — была организована после II Международной конференции путем слияния чешской революционной лит-ой группы, связанной с журн.

90 «Творба», и словацкой группы «Дав» (Масса), а также путем призыва в лит-ру новых писателей из рабкоров. Тем самым была создана необходимая база для дальнейшего организованного развития чехо-словацкой пролетарской лит-ры, развертывающейся с 1929. Органами чехо-словацкой пролетлитературы являются журн. «Творба» и «Наш путь» на чешском яз., «Дав» — на словацком и «Путь» на венгерском яз. Из пролетарских писателей Чехо-Словакии надо отметить: Лацо Новомесского, Ю. Фучика, Б. Вацлавека, И. Илемницкого, В. Клементиса, Эль-Кара, В. Каню, Вчеличка и ряд других. з) Группа пролетарских писателей Латвии, возглавлявшаяся Лайценом, члены которой принимают самое непосредственное участие в революционном движении, в настоящее время формально не организована. и) Группа болгарских пролетарских писателей — объединяется вокруг журн. «Звезда» и газ. «РЛФ» («Рабочий лит-ый фронт»), выходящего с 1929, — первого болгарского журнала, стоящего на позиции революционного марксизма. Группа эта, вначале незначительная по количеству, — Т. Павлов, Хр. Радевский, Н. Ланков, Ами Бакалов, А. Тодоров, Ривор, П. Печков, Кр. Белев, — не имела базы и несвободна от уклонов (недооценка попутчиков и, с другой стороны, отсутствие работы с рабкорами); в настоящее время она расширила свои ряды как за счет молодых пролетарских писателей из рабкоров, так и сочувствующих писателей-интеллигентов (известный писатель Карасловов, Л. Белев, Тютюно-работничката Катя, Никбал и др.) и успешно ведет подготовительную работу по созданию союза пролетарских культурных работников, в к-ром руководство будет принадлежать пролетарским писателям. «РЛФ» подвергается постоянным полицейским и цензурным преследованиям, ряд номеров журнала конфискован. Из болгарских пролетарских писателей, живущих в СССР, следует назвать Г. Бакалова, Крума Кюлавкова, Марко Марчевского. к) Японская секция МОРП — представляет собой массовую организацию, сложившуюся в борьбе против анархистских и социал-демократических течений. Насчитывает неск. сот членов. Несмотря на тяжелые условия полицейского террора, на постоянные преследования, она поддерживает самую тесную связь с массами и активно участвует в революционном движении. Японские пролетписатели ведут широкую массовую работу (литкружки на предприятиях и в деревнях, свыше 300 распределительных пунктов пролетарской лит-ры по всей Японии) и являются ведущими кадрами японского института пролетарской культуры — марксистской научно-исследовательской организации. Японская ассоциация была одним из инициаторов организации Всеяпонской федерации пролетарского искусства (НАПФ), составной частью к-рого является и в настоящее время. Японская секция издавала раньше два журнала: «Сэнки» (Боевое знамя) — массовый

91 ежемесячник с тиражом в 40 000 экз., и «НАПФ» — руководящий орган Всеяпонской федерации пролетарского искусства. В настоящее время журн. «Сэнки» превратился в массовый агитационно-пропагандистский пролетарский журнал, официальным же органом японской секции остался «НАПФ». Крупнейшие пролетписатели Японии: Токунага Наоси (автор «Улицы без солнца» и «Токио — город безработных»), Фудзимори Сейкити, Кобаяси Такидзи, (недавно убитый полицией), Киси Сандзи, Ямада Сейсабури, Катаока Теппей, Капумото Сейтиро, Хаяси Фусао, Кубокава и мн. др. л) Группа китайских революционных и пролетарских писателей — насчитывает около 100 человек — «Лига писателей левого фронта Китая», окончательно оформившаяся весной 1930; принимает непосредственное участие в революционном движении и постоянно подвергается жесточайшим репрессиям. Ряд революционных писателей казнен (Дин-Лин и др.). Революционные лит-ые журн. («Аванпоб» и др.), издававшиеся «Лигой», неизменно подвергались запрету после выхода одного-двух номеров. Члены «Лиги» не имеют возможности печатать свои произведения. По инициативе «Лиги» организована Всекитайская федерация работников культуры, лит-ры и искусства левого фронта. Виднейшие писатели «Лиги»: Лу-синь, Мао-дунь, Тянь-хань, Эми Сяо, Го Ма-жо, Чжан Тянь-и. м) Американская секция МОРП — возникла после Харьковской конференции из слияния двух революционных лит-ых групп: группы сотрудников существующего уже много лет революционного журн. «Новые массы» и клуба им. Джона Рида, объединявшего круги нью-иоркской революционной интеллигенции. Перестроившись согласно директивам Харьковской конференции, клуб им. Джона Рида включился активно в революционную практику пролетариата САСШ и быстро вырос из нью-иоркской в общеамериканскую революционную лит-ую организацию. В настоящее время во всех крупнейших центрах САСШ (Детройт, Филадельфия, Чикаго, Бостон) существуют уже местные филиалы клуба Джона Рида. Американская секция МОРП была инициатором и застрельщиком организации «Федерации культурных рабочих организаций» в масштабе САСШ, объединившей несколько сот рабочих культорганизаций. Согласно директивам Харьковской конференции американская секция МОРП постепенно преобразуется в объединение не только американских революционных писателей, но и писателей других национальностей (поляки, литовцы, евреи, венгерцы, украинцы, итальянцы и т. п.). Секция включает также значительное число негритянских революционных писателей. На страницах «Новых масс» вырос ряд пролетарских писателей, поэтов, очеркистов и критиков. Самые известные из них: Майкл Голд (автор «120 000 000» и «Евреи без денег»), А. Б. Магил, Мира Педж, Г. А. Потпиеин, Джон Фриман, Дж. Кюниц,

92 У. Чемберс; рабочие: Дж. Кала, Эд. Фальковский и др.; художники: Вильям Гроппер, Луи Лозовик, Франц Эллис, Гуго Геллерт и др. Американская секция МОРП сумела вовлечь в свои ряды революционно настроенных попутчиков (Мэри Хитон Ворс, Теодор Драйзер, Джон Дос Пассос, Шервуд Андерсен и др.) и привлечь их к тесному сотрудничеству. За последнее время вокруг американской секции МОРП объединяются новые группы попутчиков, возникают новые журналы («Лефт»). В последнее время удалось объединить французских пролетарско-революционных писателей в единый союз и создать голландскую секцию МОРП. Библиография: Международная конференция революционных писателей, «На литературном посту», 1927, № 22—23; «Литература мировой революции», специальный номер. II Международная конференция революционных писателей, ГИХЛ, 1931; «Долой войну империалистов против СССР», анкета МБРЛ, пред. Карла Радека, ГИХЛ, М. — Л., 1931; Живов М., Пером по врагу, изд. МОПР, М. — Л., 1931; Матейка Ян, Задача МБРЛ, «Литература и искусство», 1930, № 2; Иллеш, Ясенский, Гидаш, Литература мировой революции, «Правда», №№ 149 и 153 от 1 и 5 июня 1931; Ясенский Б., Международные писатели на защиту СССР, «Известия ЦИК СССР», № 303 от 2 ноября, 1930; Станде Ст. Р., Литература мировой революции, «Литературная газета», № 51 от 20 сентября 1931; Ясенский Б., Огонь по друзьям, «Правда», № 293 от 23 октября 1931. По отдельным секциям: Матейка Ян, Развитие венгерской революционной литературы, «Вестник иностранной литературы», 1930, № 6; Скачков М., Современная литература Чехо-Словакии, там же; Сяо С., Движение пролетлитературы в Китае, там же; Клементис В., Словацкая литература, там же, 1930, № 1; Ясенский Б., Универмаг идеологий, там же, 1929, № 5; «По наклонной плоскости» — о деятельности журн. «Монд», «Литература мировой революции», 1931, № 1; Пролетарская литература г-на Пулайля, там же, 1931, № 5—6; Мацуяма, Пролетарская литература Японии, там же; Голд Майкл, Литература современной Америки, там же, 1931, № 4; Биха О., Пролетарская и революционная литература Германии, там же, 1931, № 4; Фросс Э., Пролетарская литература Латвии, там же, 1931, № 7; Конеа Зенда, Литературная агентура японского социал-фашизма, там же; Станде Ст. Р., Польская пролетарская литература, там же, 1931, № 8—9; Паю В., Пролетарская литература Финляндии, там же, 1931, № 10; Бакалов Г., Пролетарская литература Болгарии, там же, 1931, № 10; Пранскус Б., Литовская пролетарская литература, там же, 1931, № 11—12; Регент И., Словенская пролетарская литература, там же. Ян Матейка

Литературная энциклопедия.