К статье КИТАЙ
Структура общества в коммунистическом Китае. Правительство КНР классифицирует население страны по признаку социального происхождения. Все население делится на 4 класса: рабочие, крестьяне, помещики и буржуазия. Почти 80% людей по этой классификации относится к классу крестьян, а большая часть остальных - к рабочим. В период "культурной революции" дети из рабочих и крестьянских семей причислялись к категории лиц с "хорошим" семейным прошлым, тогда как дети помещиков и выходцы из буржуазных семей считались имеющими "плохое" происхождение. Хотя после осуществленной в начале 1950-х годов земельной реформы в стране не осталось ни одного помещика, дети продолжали нести на себе клеймо врага. Интеллектуалы составляли определенную прослойку в различных классах общества. Начиная с 1970 клеймо классового происхождения постепенно стало утрачивать свое значение, а с середины 1980-х годов началось становление нового класса - предпринимателей.
В дополнение к указанному выше делениюнаселение делится также по признаку величины доходов и профессиональной принадлежности. Если судить по доходам, то крестьянские хозяйства могут быть отнесены к категории зажиточных, середняцких и бедняцких в данной местности, причем эта классификация подвергается дальнейшему уточнению в зависимости от того, находится ли эта местность в процветающих регионах с плодородными почвами либо в бесплодных и задавленных нищетой регионах. Классификация крестьянского населения производится отдельно от классификации населения городов. Крестьянам не разрешают переселяться в города (хотя это переселение осуществляется нелегально и в крупных масштабах).
В первые годы существования КНР быстрое расширение правительственных структур и развитие экономики дало возможность многим представителям младшего поколения занять престижные должности. Когда же процесс дальнейшего расширения правительственных структур стал замедляться, более высокие позиции в общей структуре власти вновь оказались в руках старшего поколения. В период "культурной революции" 1960-х годов были предприняты попытки продвижения молодых кадров, но они увенчались успехом лишь частично. В 1980-е годы усилия, нацеленные на то, чтобы отправить стариков на пенсию и влить "свежую кровь" в руководство страны, возобновились. В период бурного развития предпринимательства 1990-х годов молодежь проявила особенно высокую активность.
Женщины. Закон о браке 1950, первый из числа важнейших законоположений, принятых коммунистическим правительством, запретил насильственное заключение браков, браки среди малолетних, использование наложниц и практику выкупа или платы за невесту как элемента обряда бракосочетания. Однако упомянутые выше обычаи глубоко укоренились в сознании народа, поэтому они до определенной степени продолжают сохраняться, особенно в сельских местностях и в северных провинциях. Новые законы закрепили за женой равные права с мужем на управление и владение семейным имуществом.
Организация детских садов увеличила для замужних женщин возможности устройства на работу. Несмотря на то, что основной объем домашних работ лежит на женских плечах, женщины редко занимаются только выполнением обязанностей по дому. В сельских районах они обычно работают в поле на посевной и уборке урожая. В течение двух лет между 1958 и 1960 повсеместно функционировали столовые общественного питания, созданные с тем, чтобы освободить женщин от обязанности готовить пищу и дать им возможность больше времени отдавать работе в поле. Однако вскоре семьи вернулись к прежнему порядку индивидуального питания в домашних условиях. Как и везде, мужчины обычно зарабатывают больше, чем женщины. Женщины мало представлены в правительстве, партийных органах и в сфере бизнеса.
Большинство кооперативов, жилые районы, фабрики и учреждения содержат на своем попечении дневные детские сады и ясли, где дети работающих матерей находятся под присмотром, где их кормят и обеспечивают необходимой медицинской помощью.
В качестве составной части усилий правительства по сокращению уровня рождаемости молодежь призывают откладывать время вступления в брак, а после вступления в брак ограничиваться рождением одного ребенка. В 1980-е годы был период, когда в соответствии с курсом "одна семья - один ребенок" беременных женщин, уже имеющих одного ребенка, принуждали делать аборт. Установка "одна семья - один ребенок" во многом противоречила китайским культурным традициям. Большие семьи исторически являлись органичной частью китайской культуры в связи с установившейся традицией, в соответствии с которой забота о стариках возлагалась на детей. Кроме того, издавна сложившееся предпочтение иметь в семье мальчиков, а не девочек, не удалось ослабить ни правительству, ни партии. И сегодня отсутствие сына в семье считается для мужчины позором, а женщина может быть даже наказана за то, что не способна родить сына. Супруги, у которых "один ребенок" оказывался девочкой, часто прибегали к различным уверткам, чтобы родить второго ребенка, желательно мальчика, стремление же властей прервать вторую беременность подрывало авторитет государства среди населения.
Жилищные условия. В большинстве сельских районов дома плотно прижимаются один к другому, образуя маленькие деревеньки. Отдельная семья обычно состоит из четырех или пяти членов, но родственники проживают либо в непосредственно примыкающих, либо в соседних жилищах. Сельские дома очень просты. Во многих регионах в качестве строительного материала при постройке жилья используется дешевый кирпич, камень, глина и даже просто земля. Дерево же применяется очень редко, хотя в районах с теплым климатом используют бамбук. Полы обычно земляные. На севере страны крыши, как правило, кроют соломой, а в городах и на юге страны - черепицей. В домах мало окон, и вместо стекла чаще всего используется бумага.
Для удобства административного управления крупные города разделены на районы, которые, в свою очередь, подразделяются на кварталы со средним числом жителей от 12 до 30 тыс. человек. В каждом квартале имеется полицейский пункт, отвечающий за регистрацию и размещение жителей квартала. Квартал делится на участки от 1 до 3 тыс. жителей. На каждом участке есть свой комитет и свой местный полицейский, который служит связующим звеном между участковым комитетом и квартальным полицейским пунктом. Участок далее делится на группы подучастков, обычно известных под названием улиц или переулков-хутунов, в каждом из которых проживает по 20-30 семей. Глава комитета улицы (хутуна) (как правило, это одна из домохозяек) входит в состав комитета участка и несет ответственность за взаимоотношения между семьями, проживающими на улице (в хутуне), а в ведении комитета участка находятся такие вопросы, как регистрация семей, визиты посетителей из других мест, распределение карточек на нормированные товары, поддержание чистоты на территории участка, ремонт и сохранение в рабочем состоянии системы водо- и электроснабжения, уборка мусора и санитарное состояние подопечной территории.
Комитет участка может проявлять собственную инициативу в самом широком спектре вопросов. Очень часто он организует работу мелких мастерских по пошиву и починке одежды, вязанию, изготовлению корзин, а также пунктов кустарного промысла и ремонта. Он может заведовать яслями для детей работающих женщин. Комитет участка обычно имеет на своей территории несколько телефонных аппаратов. Как правило, телефон закреплен за каким-то одним жильцом, который за небольшую плату подзывает к телефону того, кого спрашивает абонент. Новые жилые дома в значительной степени однотипны. Большинство из них построены с использованием кирпича и цемента и имеют 4-5 этажей. Во всех новых домах есть электричество, оборудование для приготовления пищи и водоснабжение. Рабочие, проживающие в домах рядом со своим предприятием, оплачивают жилье по минимальным ставкам.
За пределами семьи самыми значимыми сообществами являются трудовой коллектив предприятия, магазина или учреждения. Возлагаемые на эти группы функции во многом идентичны функциям участковых комитетов, однако они собираются вместе значительно чаще. Поскольку на большинстве фабрик и в учреждениях не нанимают специальных уборщиц, задачи по уборке помещений распределяются между работниками на собраниях рабочих коллективов. Профсоюзные работники являются членами общенациональных профсоюзов рабочих, которые, в свою очередь, объединены в единую организацию - Всекитайскую федерацию профсоюзов.
Дома и общественные здания обычно плохо отапливаются, и в условиях холодного климата Северного Китая люди носят теплую стеганую одежду как в помещении, так и на улице. Спят китайцы обычно на возвышающейся над полом кирпичной лежанке "кан", которая подогревается сжигаемым внутри нее углем или другим горючим материалом.
Семья оставалась важным элементом в китайской системе коллективизации. В большинстве деревень крестьяне на свои средства и собственными силами строили свои дома. Забота о детях и стариках тоже в большинстве случаев возлагалась на семью. Как правило, в личное пользование семьи выделялся небольшой участок земли, на котором крестьяне могли что-то выращивать либо содержать скот для собственных нужд или на продажу на частных рынках в городе. Трудоспособные взрослые члены семьи обычно занимались работой на этих "садовых" участках лишь в свободное время, тогда как старики и дети могли посвящать работе на семейной земле большую часть своего времени. Зачастую доход от эксплуатации участка и продажи изделий ручного труда составлял четверть и более от общей суммы доходов семьи.
Структура питания. Зерновые до настоящего времени занимают особое место в рационе питания китайцев. В большинстве районов Китая, в особенности на юге страны, предпочтение отдается рису. На севере вместо риса в пищу широко используются пшеница, сорго, овес и другие зерновые культуры. В число других основных продуктов питания входят бобы или растительное масло и свежие овощи. В отдельных районах страны мясо, птицу и рыбу едят лишь несколько раз в месяц (или даже в сезон). Как правило, воду кипятят один раз в день и хранят в термосах для приготовлении чая.
Образование. До 1949 число грамотных людей составляло в Китае от 15 до 25% населения. В первые годы существования КНР многие школы использовались для организации краткосрочных курсов по подготовке политических кадров. Одновременно создавались классы для обучения взрослого населения и повышения уровня грамотности. Чтобы печатные материалы были понятны широким массам, вводилось упрощенное написание многих иероглифов. В дополнение к этому, чтобы облегчить процесс изучения звучания пекинского диалекта (мандарин), использовался латинский алфавит.
В 1985 была пересмотрена вся система образования в стране на основе введения всеобщего обязательного 9-летнего обучения. Плата взимается за обучение в школах любой ступени. В дополнение к общественным школам по всему Китаю создаются многочисленные частные школы.
Китайские дети посещают детские сады, где они занимаются играми, спортом и музыкой. В 1995 системой детских садов было охвачено 27,0 млн. детей. Учебная программа начальной школы в большинстве случаев рассчитана на срок от 5 до 6 лет. В число изучаемых предметов входят китайский язык, математика, естествознание, география, история, музыка и искусство. Старшие ученики должны посвящать определенное время физическому труду. В 1995 в начальной школе насчитывалось 132 млн. учащихся.
Обучение в средних классах рассчитано на 3 года, а в старших - еще на 2 или 3 года. Учебная программа средней школы включает такие предметы, как китайский и иностранные языки, математика, политика, история, география, наука, музыка и искусство. В специализированных школах второй ступени делается упор на обучение инженерному делу, медицине, сельскохозяйственным и юридическим наукам, а также менеджменту. Обучающиеся в школах второй ступени четыре недели в году занимаются физическим трудом, в том числе сельскохозяйственным. В 1995 в системе различных школ второй ступени насчитывалось 62 млн. учащихся.
Обучение студентов в университетах обычно занимает от 4 до 5 лет. Отдельные курсы профессионального обучения могут быть менее продолжительными, тогда как на изучение других дисциплин, в особенности финансов и экономики, политических и юридических наук, менеджмента и на свободное художественное творчество выделяется больше времени. Для поступления в университет необходимо сдать вступительные экзамены. Стипендии студентам выделяются на конкурсной основе в зависимости от их успеваемости. До зачисления в университет все студенты в обязательном порядке проходят годичный курс политической подготовки. Университеты наделены правом присваивать ученые звания бакалавра, магистра и доктора наук. В 1992 в университеты было зачислено более 2 млн. студентов. Самыми крупными университетами в Китае являются Пекинский университет, Народный университет, университет Цинхуа и Фуданьский и Нанькайский университеты.
В стране ощущается нехватка квалифицированных кадров преподавателей начальных и средних школ. Поэтому выпускники средней школы после окончания специальных трехгодичных подготовительных курсов могут получить квалификацию учителя начальной школы. Как правило, преподаватели в школах второй ступени обязаны иметь квалификацию, эквивалентную квалификации выпускника колледжа. В 1995 в Китае было занято 13 млн. преподавателей и учителей.
Научные исследования координируются Академией наук КНР, которая состоит из нескольких специализированных институтов, занимающихся изысканиями в сфере естественных наук. Исключительно большое внимание уделяется развитию прикладных наук, оказывающих непосредственное воздействие на темпы экономического развития страны. Большинство институтов размещается в Пекине, но у многих есть свои отделения в других городах Китая.
Музеи и библиотеки. В Пекинской национальной библиотеке хранится почти 16 млн. томов, а также императорские коллекции династий Южная Сун (13 в.), Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912). Центральная библиотека Академии наук КНР располагает более чем 5 млн. томов, включающих и литературу на иностранных языках. Она имеет свои отделения в Шанхае, Нанкине и Ланьчжоу. В императорском дворце в Пекине имеется огромная коллекция выдающихся произведений искусства всех периодов китайской истории. В каждом городском районе имеется как минимум один культурный центр с маленькой библиотекой, комнатой для чтения и залом собраний, где могут устраиваться спектакли, музыкальные концерты, лекционные выступления и различные выставки. Содержание большинства этих материалов и мероприятий имеет политическую направленность.
Пресса. Официальным агентством новостей является агентство Синьхуа (Новый Китай). Несмотря на то, что большинство ежедневных газет, выходящих в стране, было основано в 1949 или чуть позже, относительно новыми газетными изданиями являются "Экономическая газета", "Цзинцзи жибао" (печатается в Пекине, выходит с 1983), "Газета специальной экономической зоны Шэньчжэнь" ("Шэньжэнь тэцюй бао", 1987) и "Крестьянская газета" ("Нунминь жибао", 1980). Газета "Жэньминь жибао", основанная в 1949, является самой крупной в стране - ее тираж составляет 3 млн. экз. Культурную жизнь в Китае после окончания "культурной революции" отражают журналы "Новые фильмы" (издается в Шанхае, впервые вышел в свет в 1979), "Электроника и компьютерная техника" (1985), еженедельник "Китайское телевидение", а также "Китайская реклама" (оба - 1984). Теоретический журнал КПК, ранее носивший название "Хунци" ("Красное знамя"), с 1988 выходит под названием "Цюши" ("В поисках истины").
В 1990 в Китае насчитывалось 35 млн. телевизоров, что составляло приблизительно один телевизор на 32 человека. Центральная народная радиостанция ведет передачи на девяти диалектах китайского языка и на корейском языке. Центральное телевидение транслирует передачи по трем каналам. Как в Шанхае, так и в Пекине существует кабельное телевидение. Хотя установка спутниковых параболических антенн официально запрещена, они очень распространены в Китае. Через спутниковую TV-систему примерно в 4,8 млн. китайских домов принимаются передачи Гонконгской Паназиатской службы Стар-TV (Star TV), по которой идут коммерческие программы, MTV, передачи Би-Би-Си на китайском языке (мандарин) и американские мелодрамы типа "Мелроуз Плейс". По данным на конец 1998, в КНР было более 2 млн. пользователей сети "Интернет". По прогнозам, их число будет стремительно расти, несмотря на негласно проводимую ограничительную политику властей.
Искусство. В 1942 на совещании в Яньани Мао Цзэдун выдвинул положение о том, что искусство призвано служить политическим идеям, и призвал к созданию пролетарской литературы, которую бы сами для себя создавали рабочие, крестьяне и солдаты. В 1949 был созван 1-й Всекитайский съезд деятелей литературы и искусства, на котором были предприняты меры по проведению этой установки в жизнь. В число писателей, отмеченных в качестве примера проведения данного политического курса в области литературы, вошли Чжао Шули, Дин Лин, создававшие романы на темы земельной реформы, и Чжоу Либо. Первым звание народного художника получил драматург Лао Шэ. Пьеса Хэ Цзинчжи "Седая девушка", в которой описана судьба подневольной жертвы старой феодальной системы землевладения, стала классическим произведением новой литературы и впоследствии была поставлена на балетной сцене.
Во многих начинаниях Китай шел вслед за Советским Союзом. Практика присвоения звания народного артиста тоже шла из СССР, а затем Китай воспринял и направление художественного творчества, известное под названием социалистического реализма. Это было направление, которое требовало от художника делать то, что традиционно считалось нежелательным для художественного творчества, а именно заниматься морализаторством и поучительством, больше давать готовые рецепты, чем наводить на размышления, и пропагандировать только "правильные" идеи.
Другим своеобразным предметом "импорта" из СССР был классический балет. После победы революции в России многие русские эмигранты, среди которых было немало балетмейстеров, обосновались в Китае (Марго Фонтейн впервые прошла балетную школу в Шанхае), однако традиционная китайская культура не имела с классическим балетом ничего общего. В период "большого скачка" в Китай были приглашены мастера балета из Большого театра и ленинградского театра им. Кирова. Под их руководством национальные труппы ставили балетные спектакли по китайским произведениям, написанным в духе социалистического реализма. В число наиболее известных постановок входили "Седая девушка" и "Красный женский отряд", созданные в 1964, непосредственно перед началом "культурной революции".
Одной из главных жертв культурной революции (1966-1976) стала Пекинская опера, бывшая некогда императорской формой сценического искусства, где были органически связаны в единое целое пение, инструментальная музыка, поэзия, мимика и акробатический танец для передачи высоко стилизованного отображения приключений правителей и героев. Поддержка Пекинской оперы со стороны двора прекратилась с образованием Китайской Республики в 1912, однако благодаря частным пожертвованиям и выступлениям перед массовыми аудиториями она смогла продержаться вплоть до 1966, когда Пекинская опера была разгромлена. В период "культурной революции" отдельные базовые элементы оперной формы использовались для утверждения новых "опер" на коммунистические темы, в которых разоблачались козни класса землевладельцев и воспевалось моральное превосходство рабочих и крестьян. Как в оперных постановках, так и вне их появилось множество похожих на гимны песен, возвеличивавших Председателя Мао. В изобразительом искусстве - живописи, архитектуре и скульптуре в первые годы после образования КНР поощрялось стремление к изучению исторического художественного наследия Китая. Были осуществлены новые археологические раскопки и реставрированы старинные сооружения. Однако художники были изгнаны из студий и высланы в сельскую местность на перевоспитание физическим трудом. Все музеи и художественные учебные заведения были закрыты.
После смерти Мао постепенно началось возрождение различных видов искусства. Появились новые писатели, в том числе модный писатель-формалист Ван Лэн и поэт Пэй Тао. Термином "литература со шрамом" стали называть произведения, разоблачавшие разрушительную роль "культурной революции". Были вновь открыты такие художественные школы, как Чжэцзянская Академия в Ханчжоу и Центральная Академия в Пекине, которые приступили к воспитанию нового поколения живописцев. Некоторые слушатели художественных школ и их друзья сообща организовали выпуск журнала "Изящные искусства в Китае", которому была уготована очень короткая жизнь. С 1985 по 1989 этот журнал на своих страницах выражал взгляды нарождавшегося китайского "авангарда". В феврале 1989 в здании Национальной галереи в Пекине была открыта выставка произведений художников-авангардистов. Однако радикализм произведений встревожил власти, и выставка была закрыта. После событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 многие китайские художники эмигрировали. Те же, кто остался по собственному желанию либо по необходимости, образовали новую артистическую школу, на базе которой зародилось несколько новых стилей реалистической живописи, в том числе сатирического направления.
Пекинская опера так и не смогла восстановить своей былой славы. Продолжали ставиться балеты западного стиля, а крупнейшая балетная труппа - Центральный балет Китая - гастролировала на Западе. Некоторые танцоры и танцовщицы, получившие подготовку в Китае, добились успеха в американских и европейских балетных коллективах, китайские артисты балета побеждали на международных балетных конкурсах.
Китайское кино. Самым значительным из всех видов художественного творчества в Китае после "культурной революции" было игровое кино. Помимо художественных школ, в 1977 вновь открылся Пекинский киноинститут, и в 1982 в нем состоялся первый выпуск т.н. "пятого поколения китайских кинематографистов". Еще будучи учениками киноинститута, будущие режиссеры "пятого поколения" решили посвятить себя делу освобождения страны от "отсталого", дешевого и бесчестного кино. Возвращение Китая в мир киноискусства ознаменовал выход на экраны фильма "Желтая земля" (1984), в создании которого слились воедино талант режиссера Чэнь Кайгэ и мастерство кинооператора Чжан Имоу. Чжан Имоу дебютировал в качестве режиссера в 1987 со своим фильмом "Красный гаолян", который завоевал главный приз Берлинского кинофестиваля и был официально выдвинут на соискание премии "Оскар" в 1988. Кинофильм Чжана "Цзюй Доу" (1990) был первым китайским фильмом, когда-либо попадавшим в номинацию на премию "Оскар". Но в обстановке царивших в стране репрессий после событий на площади Тяньаньмэнь он вызвал гневное осуждение со стороны правительства КНР. После того, как фильм попал в список соискателей премии, управление пропаганды ЦК КПК дважды предпринимало попытки убрать его из этого списка и подвергло наказанию тех, кто отвечал за выдвижение фильма на соискание премии.
В связи с отрицательным отношением со стороны официальных властей международное сообщество приняло решение финансировать новые фильмы Чэня, Чжана и их коллег, в особенности Тянь Чжуанчжуана. В число заслуживающих внимания фильмов, которые финансировались японскими и европейскими продюсерами, а выпуск часто осуществлялся в Гонконге и на Тайване, входит фильм Чжана "Поднимите красный фонарь" (1992), в котором показана жизнь наложниц в дореволюционном Китае. Другим фильмом Чжана был "История Цю Цзюй" (1993), где главная героиня Цю Цзюй, "хорошая жена", сравнивается с развратной Цзюй Доу. Обе роли исполняет одна и та же актриса - Гун Ли, ставшая первой китайской кинозвездой международного масштаба.
В 1990-е годы все три ведущих кинорежиссера - Чэнь, Чжан и Тянь - создали картины, повествующие о событиях времен "культурной революции". Все эти фильмы получили признание за пределами страны, хотя в самом Китае они не демонстрировались.
Фильм Чэня "Прощай, моя наложница" (1993) на Каннском кинофестивале разделил с другим фильмом главную премию фестиваля - "Золотую пальмовую ветвь", что явилось высшей наградой, которая когда-либо присваивалась китайскому фильму. Этот фильм также попал в номинацию на получение премии Академии кинематографии и получил приз "Золотой глобус" как лучший иностранный фильм. Фильм охватывает 66 лет китайской истории, с 1911 и до завершения "культурной революции" и освобождения политических заключенных в 1977. Внимание в фильме фокусируется на истории жизни двух выдающихся артистов Пекинской оперы и жены одного из них (ее вновь играла Гун Ли). Фильм передает во всем богатстве и блеске величие Пекинской оперы. В качестве главных разрушителей многовековой культурной традиции в фильме выведены хунвэйбины.
Таким же непреклонным в изображении последствий "культурной революции" был фильм режиссера Тяня "Голубой воздушный змей" (1993), где автор показал губительное влияние "большого скачка" и "культурной революции" на среднюю китайскую семью. Оценка "культурной революции" режиссером Чжан Имоу (фильм "Жить") была продемонстрирована как на кинофестивале в Каннах, так и на кинофестивале в Нью-Йорке в 1994.
В работах более молодых кинематографистов, принадлежащих к "шестому поколению", все мучительные перипетии времен "культурной революции" и даже события на площади Тяньаньмэнь упоминаются вскользь либо вообще игнорируются. Все более поздние китайские фильмы принимают как аксиому, что в стремлении к экономическому благополучию заключается главная цель жизни. Это в основном фильмы комедийного жанра. В качестве примера можно привести кинофильм Хуан Цзяньсиня, который называется "Встать! Не унижаться!" (1992) и изображает повседневную жизнь в бурлящем Гуанчжоу.
Религия. В 1983 после внесения поправок в Конституцию, гарантирующих свободу вероисповедания, были вновь открыты места религиозного поклонения и возобновлены религиозные обряды. В 1990 в Китае насчитывалось 100 млн. буддистов, 20 млн. мусульман, 5 млн. протестантов и 4 млн. католиков.
Спорт. Большинство студентов и взрослых по утрам, а иногда и во время дневных перерывов регулярно занимаются ритмической гимнастикой. Многие пожилые люди практикуют упражнения "тайцзицюань", в то время как более молодые увлекаются более динамичными "ушу" - искусством боевых единоборств.
Участие Китая в международных спортивных мероприятиях, включая Олимпийские игры, прекратилось после начала "большого скачка" и "культурной революции". В период "культурной революции" спортивные коллективы подвергались таким же гонениям, как и все другие организации в стране. После смерти Мао в 1976 страна в конечном счете вернулась в международный спорт.
В 1976 Китай, не участвовавший в Олимпийских играх с 1952, изъявил желание вернуться в олимпийское движение. КНР обратилась к Канаде как стране-хозяйке Олимпиады в Монреале с просьбой запретить Тайваню участвовать в играх под его традиционным названием "Китайская Республика" либо под любым другим названием, где бы использовалось слово "Китай". Несмотря на возражения со стороны Международного Олимпийского комитета, канадское правительство ответило согласием на просьбу КНР, а Тайвань отказался от участия в играх в знак протеста.
В 1980 китайские спортсмены впервые появились на зимних Олимпийских играх в Сараево (Югославия). Тайвань тоже участвовал в них, поскольку его Олимпийский комитет согласился называться "Китайским Тайбэйским олимпийским комитетом". В летней Олимпиаде в Москве Китай участия не принимал, но поскольку 67 стран во главе с США бойкотировали эту Олимпиаду в знак протеста против вторжения советских войск в Афганистан, отсутствие Китая не было замечено.
В 1984 игры проводились в Лос-Анджелесе. В ответ на бойкот игр 1980 эти игры, в свою очередь, бойкотировались Советским Союзом и его союзниками. Китай прислал в Лос-Анджелес полноценную команду, которая завоевала 32 медали, в том числе 15 золотых. Китай высоко зарекомендовал себя в качестве спортивной державы в самых различных соревнованиях, например, в прыжках в воду (1981) и мужской спортивной гимнастике (1981 и 1982). В Лос-Анджелесе Китай добился высоких результатов как в этих видах спорта, так и в стрельбе и в тяжелой атлетике. Несколько женских команд также выступили с большим успехом (стрельба из лука, баскетбол, ручной мяч и волейбол).
В 1988 Китай участвовал в зимней Олимпиаде, где остался без медалей, и в играх летней Олимпиады в Сеуле (Южная Корея). Китайские спортсменки и спортсмены лидировали там в прыжках в воду с трамплина и вышки, а затем сохранили ведущие позиции в этих видах спорта как вне олимпиады, так и в последующих Олимпийских играх. В Сеуле атлеты из КНР также завоевали медали в мужской гимнастике, стрельбе, волейболе, тяжелой атлетике и настольном теннисе, который только что был внесен в число олимпийских видов спорта. В том же году впервые завоевали медали китайские пловчихи.
Уход с мировой арены двух ведущих спортивных супердержав, СССР и ГДР, заметно усилил позиции Китая. В 1992 в Альбервилле (Франция) Китай завоевал свои первые олимпийские медали в зимних видах спорта, выиграв спринтерскую дистанцию в беге на коньках. На летней Олимпиаде в Барселоне (Испания) 9 медалей завоевали китайские пловчихи. На этой же Олимпиаде свои первые медали завоевали китайские гимнастки, а юные спортсменки Гао Минь и Фу Минся (последней было всего 13 лет) завоевали золотые медали в прыжках с трамплина.
Самым удивительным оказался успех китайцев в фигурном катании. Несмотря на то, что в Китае имеется всего лишь 10 крытых катков, в 1993 пятнадцатилетняя китайская фигуристка Чэнь Лу из провинции Цзилинь завоевала на международных соревнованиях бронзовую медаль. Она повторила свой успех и в следующем году на зимней Олимпиаде в Лиллихаммере (Норвегия).
Здравоохранение. Граждане КНР, занятые на работе в государственном секторе, как правило обеспечены бесплатными медицинским обслуживанием и лекарствами. Люди, работающие в кооперативных организациях, включая коммуны в сельской местности, обычно получают медицинскую помощь на платной основе. Подобная практика стала особенно распространенной в конце 1960-х годов, после начала "культурной революции", когда всем бригадам надлежало составлять групповые планы медицинского обеспечения. Однако отнюдь не все бригады оказались в силах успешно реализовывать подобные планы. Трудности с транспортом для поездки в медицинское учреждение и опасения, что за медицинские услуги могут потребовать плату, привели к тому, что многие люди, проживающие в отдаленных районах Китая, зачастую воздерживались от обращения за квалифицированной медицинской помощью.
Китайская медицина существует в КНР наравне с европейской, и большинство нуждающихся могут сами решать, к услугам какой медицины прибегнуть. Акупунктура, применявшаяся для лечения множества болезней, в 1950-е годы несколько сдала свои позиции, поскольку научные эксперименты не смогли подтвердить ее действенность. Однако она оказалась весьма эффективной в качестве анестезирующего средства и потому стала широко применяться в тех случаях, когда пациент нуждается в хирургическом вмешательстве.
Праздничные дни. Одним из главных праздников в году в Китае является Праздник Весны, который соответствует традиционному празднику китайского Нового года. 1 Октября является национальным праздником и отмечается как годовщина образования в 1949 КНР. Характерной формой празднования являются торжественные речи и неформальные встречи и собрания. 1 Мая - праздник рабочего класса.