(Gericault) Теодор (26.9.1791, Руан, - 26.1.1824, Париж), французский живописец и график. Учился у К. Берне(1808-10) и П. Герена (1810-11), испытал влияние А. Гро . Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Ж. впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей. Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ('Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку', 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ('Раненый кирасир, покидающий поле боя', 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. В 1816-17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело ,в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ('Бег свободных лошадей в Риме', 1817, Лувр). Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства - 'Плот Медузы' (1818-19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата 'Медуза', погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс; придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств - от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. В 'Портрете двадцатилетнего Делакруа' (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности; в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820-21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта, изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ('Большая и малая английские сюиты', 1820-21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ('Дерби в Эпсоме', 1821, Лувр). В суровом и безлюдном 'Пейзаже с печью для обжигания извести' (1822, Лувр) будничный мотив - повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Ж. - один из пионеров литографии; сохранились также его скульптурные работы.
Лит.: Жерико о себе и современники о нём, пер. с франц., М., 1962; Прокофьев В. Н., Теодор Жерико, М., 1963; Berger К, Gericault et son oeuvre, P., 1968.
В. С. Турчин.