Значение ГРО АНТУАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ГРО АНТУАН

(Gros) Антуан (16.3.1771, Париж, - 26.6.1835, там же), французский живописец. Сын художника-миниатюриста. Учился в Париже у Ж.Л. Давида (с 1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787). В 1793-1801 работал в Италии. Духом патетической героики овеяны изображения Наполеона в ранних работах Г. и ряд его батальных картин ('Битва при Назарете', 1801, Музей изящных искусств, Нант; 'Наполеон в госпитале чумных в Яффе', 1803-04, 'Битва при Эйлау', 1808, - обе в Лувре, Париж), которые поражали современников жизненной выразительностью. Яркую патетику вносил Г. и в парадный портрет ('Полковник Ф. Фурнье-Сарловез', 1812, Лувр). Эти работы вели к разрушению канонов классицизма и оказали влияние на романтиков Т. Жерико и Э. Делакруа . Однако положение официального живописца Наполеона I толкало Г. на путь ложного пафоса, льстивой идеализации и беспринципности. В годы Реставрации он перешёл к восхвалению Бурбонов. Писал также картины на античные и средневековые сюжеты.

Лит.: Escholier К., Gros. Ses amis, ses eleves, P., 1936.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.