Значение ДЕЛАКРУА ФЕРДИНАНД ВИКТОР ЭЖЕН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ДЕЛАКРУА ФЕРДИНАНД ВИКТОР ЭЖЕН

(Delacroix) Фердинанд Виктор Эжен (26.4.1798, Сен-Морис, близ Парижа, - 13.8.1863, Париж), французский живописец и график. Сын дипломата, получил разностороннее образование. В 1816-22 учился в мастерской классициста П. Н. Герена, где сблизился с Т. Жерико , испытав его сильное влияние; изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно П. П. Рубенса ), увлекался современной английской живописью (Дж. Констебл ), в 1825 посетил Англию. Наделённый страстным темпераментом и мощной творческой фантазией, Д. с первых шагов решительно вступил на путь романтизма и вскоре стал главой романтической школы, ярчайшим выразителем её прогрессивных, а в ряде работ и революционных тенденций. В 1822 выставил картину 'Данте и Вергилий' ('Ладья Данте', Лувр, Париж), полную эмоционального накала и мрачного, трагического пафоса. Картиной 'Резня на Хиосе' (1823-24, Лувр) Д. откликнулся на современные события, изобразив страдания греков под турецким игом. Проникнутое драматизмом и горячим сочувствием к бедствиям греческого народа, полотно Д. прозвучало протестом против жестокости и насилия, а также и против поощрения турок французской политикой на Балканах. Гражданская позиция художника, жизненность его образов, необычная свежесть живописи (под впечатлением пейзажей Констебла Д. переписал картину в светлых тонах) вызвали яростные нападки реакционной критики. В картине 'Греция на развалинах Миссолунги' (1827, Музей изящных искусств, Бордо) Д. вновь обратился к борьбе греков за национальную независимость. Холодной и условной, оторванной от жизни официальной академической живописи Д. противопоставил взволнованное и напряжённое искусство, проникнутое гуманистическим пафосом, духом активного действия и борьбы. Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные приёмы Д.: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит со звучными контрастами светотени и цвета. В поисках захватывающих сюжетов, мужественных, благородных героев, глубоких и сильных страстей Д. нередко обращался к произведениям У. Шекспира, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Скотта ('Тассо в доме умалишённых', 1824, Художественный музей, Винтертур; 'Казнь дожа Марино Фальеро', 1826, собрание Уоллес, Лондон; 'Смерть Сарданапала', 1827, Лувр; 'Убийство епископа Льежского', 1829, Музей изящных искусств, Лион); в литографиях на темы 'Фауста' (1827-28) и 'Гамлета' (1834-1843) Д. выразил тончайшие оттенки переживаний, заслужив похвалу Гёте.

В 1830 под непосредственным впечатлением Июльской революции Д. написал большое полотно 'Свобода, ведущая народ' ('Свобода на баррикадах', Лувр; см. илл. к ст. Исторический жанр ). Изобразив реальных участников восстания рядом с аллегорической фигурой Свободы, он создал величественный образ народной революции, где воедино слиты героическая действительность и прекрасная романтическая мечта о свободе. В 1831 Д. написал две картины на темы Великой французской революции ('Буасси д'Англа в Конвенте', Музей изящных искусств, Бордо; 'Мирабо и Дрё-Брезе', Новая Карлсбергская глиптотека, Копенгаген). В батальных композициях ('Битва при Пуатье', 1830, Лувр; 'Битва при Нанси', 1831-34, Музей изящных искусств, Нанси; 'Битва при Тайбуре', 1837, Национальный музей Версаля и Трианонов), посвящённых событиям национальной истории, Д. не только ярко воссоздал обстановку сражения и облик его участников, но и передал драматическое напряжение, ожесточение битвы, где сталкиваются массы воинов.

Совершив в 1832 путешествие в Алжир и Марокко, Д. по многочисленным зарисовкам с натуры написал ряд картин ('Алжирские женщины', 1833-34, и 'Еврейская свадьба в Марокко', 1839, - в Лувре; 'Арабские комедианты', 1848, Музей изящных искусств, Тур; 'Львиная охота в Марокко', 1854, Эрмитаж, Ленинград); эти романтически красочные образы Востока отмечены поэтичностью замысла, живым ощущением своеобразия быта, нравов и характеров. Реалистические завоевания Д. ярко выразились в его психологических портретах (автопортрет, 1829, портрет Ф. Шопена, 1838, - в Лувре), оригинальных пейзажах и натюрмортах. Многочисленным работам Д. в области монументальной живописи (росписи Бурбонского, 1833-47, и Люксембургского, 1845-47, дворцов, Старой ратуши, 1849-53, галереи Аполлона в Лувре, 1849-51, церкви Сен-Сюльпис, 1849-1861, - в Париже), так же как его многим картинам 1840-50-х гг. на исторические, религиозные и мифологические сюжеты ('Правосудие Траяна', 1840, Музей изящных искусств, Руан; 'Взятие крестоносцами Константинополя', 1840-41, Лувр; 'Битва св. Георгия с драконом', около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль), присущи высокие декоративные качества, особенно свободный полёт фантазии, колористическое великолепие, живописный размах, но вместе с тем и черты театральности, субъективности, подчас преувеличенной патетики.

Творчество Д. принадлежит к вершинам мировой живописи 19 в. благодаря его героическому свободолюбивому духу, драматическому ощущению противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности живописного языка. Д. придал цвету активную эмоционально-образную выразительность; в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов. Дневник Д. (который он вёл с 1822), его статьи и многочисленные письма содержат критику буржуазной цивилизации, размышления об искусстве, характеристику творчества художников прошлого и современности.

Соч.: Мысли об искусстве, о знаменитых художниках, пер. с франц., М., 1960; Дневник Делакруа, пер. с франц., т. 1-2, М., 1961.

Лит.: [Кожина Е. Ф.], Эжен Делякруа. [Альбом], М., 1961; Гастев А. А., Делакруа, М., 1966; Escholier R., Delacroix, v. 1-3, P., 1926-29; Huyghe R., Delacroix, L., 1964.

С. В. Морозова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.