Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, - 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики . Прошёл через увлечения манихейством и скептицизмом , в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру А. свойствен ряд противоречий: уникальная умственная восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивидуалистическое самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология А. и его учение о боге как абсолютном бытии следуют неоплатонизму , но А. пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи Декарта). Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - нет (ход мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского ). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена 'Исповедь' - лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие А. от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции философии А. сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации тёмных 'бездн' души А. пришёл к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым 'спасает'. Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате 'О граде божием', который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. А. усматривал два противоположных вида человеческой общности: 'град земной', т. е. государственность, которая основана 'на любви к себе, доведённой до презрения к богу', и 'град божий' - духовную общность, которая основана 'на любви к богу, доведённой до презрения к себе'. 'Град божий' никак не тождествен идеалу теократии , в духе которого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение А. (он подчёркивал 'бездомность' 'града божьего', невозможность его приспособления к политической реальности). А. находил меткие слова для критики 'каиновского' духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Однако всякое насилие - от насилия над ребёнком в школе, выразительно описанного в 'Исповеди', до государственного насилия - для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как 'большая разбойничья шайка'.
Влияние А. было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики . Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний протестантизм - переживание им благодати. Мотивы 'исповеди' в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения А. В современной католической неосхоластике к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма , экзистенциалисты видят в А. одного из своих предшественников.
Соч.: Opera omnia, t. 1-11, P., 1864-65 (Patrologiae cursus compl., ser. latina..., accur., J.-P. Migne, t. 32-47); в рус. пер. - Творения Блаженного Августина, 2 изд., ч. 1-7, К., 1901-12.
Лит.: Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке, ч. 1, М., 1892; Герье В., Бл. Августин, М., 1910; Попов И. В., Личность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1-2, Сергиев Посад, 1916; Баскин М., Августин как теоретик католицизма, 'Тр. Моск. ин-та истории, философии и литературы', 1937, т. 1; История философии, т. 1, М., 1940, с. 391- 96; Maier F. G., Augustin und das antike Rom, [Stuttg. - Kоln], 1955; Jaspers K., Die groben Philosophen, Bd I, Munch., 1957; Hessen J., Augustins Metaphysik der Erkenntnis, Leiden, 1960; Deane H. A., The political and social ideas of St. Augustine, N. Y.-L., 1963.
С. С.Аверинцев.