Значение слова АВГУСТИН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АВГУСТИН

Augustinus, Aurelius, АВГУСТИН, АВРЕЛИЙ, родился в 354 г. в Тагасте, сын патриция и благочестивой Моники, получил образование в Мадавре и Карфагене, сначала был учителем риторики в Африке, затем в Риме и Милане. Усвоив основательнейшим образом христианское вероучение под руководством Амвросия, он сделался в 392 г. пресвитером, в 395 г. епископом в Гиппоне и умер в 430 г. Богословских сочинений его, между ними самое известное de civitate Dei в 22 томах здесь не рассматриваем, а укажем на труд его Septem artes liberales, которому он сначала, по образцу Варрона, дал заглавие «disciplinarum libri». До нас дошло только Sex libri de musica, часть риторики (у Halm rhet. Lat. p. 137-151), диалектика (изд. Crecelius, 1857) и извлечение из книги de grammatica (изд. Weber, 1861 и Keil gramm. lat. V. p. 494), кроме того, подробные, но вместе с тем — propter simplicitatem fratrum breviter instruendam — изложенные без всякой связи и последовательности regulae в издании полного собрания его сочинений (с 1506 г.) и у Кеil'я т. ж., стр. 496-424.

Аврелий (род. в 354 в Тагасте, ум. 28.08.430 в Гиппоне, Нумидия); сын языческого городского магистрата и христианки Моники. Юношей Августин изучал риторику. Знакомство с «Гортензием» Цицерона привело его к занятиям философией. В течение многих лет являлся сторонником манихейства, затем на короткий период отдал предпочтение скептикам, позднее исповедовал неоплатонизм. Глубокое влияние, оказанное на Августина епископом Амвросием, в учении которого слились христианство и неоплатонизм, побудило его в Милане к принятию христианства (387). Он начинает вести аскетическую жизнь. В 395 Августин стал епископом в Гиппоне, недалеко от Карфагена. Из его многочисленных литературных произведений, затрагивавших все сферы богословия, наиболее известны «Исповедь» (“Confessiones”) в 13 книгах; написанный в 397—401 автобиографический труд, в котором Августин глубоко и беспристрастно оценивает собственный жизненный путь, и «О граде божьем» (“De civitate Dei”) в 22 книгах, посвященный событиям, связанным с завоеванием Рима Аларихом. В этом произведении Августин полемизирует с язычниками, обвиняющими христианство в отказе почитать других богов, в разрушении античного мира.Он выдвинул новую христианскую историческую концепцию, которая оказала на средневековую западную историографию огромное влияние, особенно разработкой теории этапов мирового развития через шесть возрастов. Связанные с богословскими и аскетическими принципами Августина политические и социальные идеи, содержащиеся в этом труде, сохранили свою силу на протяжении длительного времени. Наряду с экзегетичными и душеспасительными произведениями, проповедями, письмами и стихотворениями заслуживают внимания сочинения Августина, направленные против манихеев, Пелагия (проблема первородного греха) и донатистов. Последних Августин сначала мягко увещевал, но так как этим ничего не добился, то все более ужесточал меры воздействия. Взяв на вооружение библейские слова из Луки (14, 23) “Cogite intrare”, склонил духовенство и светские власти к принятию суровых мер. Августин был широко образованным человеком своего времени и блестящим стилистом. Ему удалось синтезировать все духовные системы своего времени — как античные, так и христианские — в одну универсальную систему, влияние которой на современников Августина и последующие поколения трудно переоценить. Благодаря разработке учения о греховности, прощении и спасении (проблемы святости и проблемы зла) в связи с покаянием церкви теология Августина оказала сильное влияние на средние века, в том числе на реформаторские идеи Мартина Лютера.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.