довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого "Откровения пресв. Богородицы". Тема его — описание мук грешников в аду. Содержание X. несложно. Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучатся грешники: огненные реки, огненные столы, виселицы и т. п. — Она видит страдания лиц, не признававших Господа, нарушавших клятву или заповеди, ростовщиков и т. д. Пораженная мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбой об облегчении участи грешников. Ее мольбу поддерживают пророки, апостолы и евангелисты. Господь по молитвам Матери дает облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время от Великого Четверга до Пятидесятницы. — На X. оказали влияние житие Василия Нового, слово Палладия Мниха и др. сочинения. В свою очередь, X. повлияло на народную поэзию, именно на создание духовных стихов. Особенно заметно это влияние на стихе "об нынешнем веке и о будущем", где повторяются многие изречения Х. — Древнейший список X., относящийся к XII в., издан Срезневским, параллельно с греческим текстом в "Древн. памятнике языка и письма". См. Тихонравов, "Пам. русской отеч. литер."; В. Сахаров, "Эсхатологич. сказания в древнерусской письм." (Тула, 1879).
Значение ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012