Значение слова СЕН-САНС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СЕН-САНС

Сен-Санс (Charles-Camille Saint-Saens) - известный французскийкомпозитор, род. в Париже в 1835 г. Teopию композиции изучал у Маледенаи Галеви. Учился в парижской консерватории игре на органе и былорганистом в парижских церквах. Впервые как композитор С. С. выступал,начиная с 1856 г., с симфониями, имевшими успех. В особенности его имявыдвинулось благодаря его операм "Samson et Dalila", "Henri VIII","Etienne Marcel" включенным в репертуар почти всех больших сцен Европы,его симфонические поэмы "Phaeton", "Le rouct d'Omphales", "Dansemacabre", "La jeunesse d'Hercule" и др. исполняются почти всемисимфоническими оркестрами. Написал еще кантату "Promethee", квартеты,квинтеты, много духовных сочинений, концертов для разных инструментов,сочинений в области камерной музыки и пр. Из мелких вокальных егосочинений выдаются: "Melodies Persanes", для пения с фортепиано. С.С.приезжал в 1875 г. в Петербург. Сенсуализм - термин новый: во всеобщееупотребление его ввел Кузен, который в своей "Historic generale de laphilosophic" противополагает С. идеализму и, следовательно, обозначаетэтим термином направление, которое теперь принято называтьматериализмом. Это значение термина С. не удержалось. Сенсуализмомпринято теперь называть известное направление в решении гносеологическихвопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основныевоззрения С. состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи(Condillac, "Essai sur l'origine des connaissance humaines", 1, гл. 2,9), иначе говоря, признает за разумом лишь производное, непервоначальное значение. С. сводит все знание к ощущению: разум все своесодержание получает из ощущений ("Nibil est in intellectu quod nоn antefuerit in sensu"), а ощущение - из опыта; таким образом внешний мирявляется источником и критерием познания. В этом пункте заключается исходство, и различие С. с материализмом. Оба направления утверждают, чтоисточник всего нашего познания - внешний мир, но внешний мир понимаетсяими совершенно различно. материализм верит в полное или частичноетождество содержания ощущений с качествами предмета, чего С. непризнает. Бондильяк, в своем "Traite des sensations" (I, 2), заявляет,что статуя, одаренная обонянием, испытывает лишь чисто субъективноесостояние, когда обоняет запах розы ("les odeurs ne sont и, son egardque ses propros modifications ou manieres d'etre"). В вопросе оботношении ощущений к качествам предмета Кондильяк вовсе воздерживаетсяот суждения, считая этот вопрос праздным ("Тr. d. S.", 4-я часть, гл. 5,примеч. к 1). Таким образом С. отнюдь не ведет к материализму; напротивтого, из него легче вывести субъективизм (т. е. отрицание возможностипознать внешний мир и заключить, что все познание целиком развивается извнутренних состояний сознания. Это роднит С. с субъективным идеализмом(напр. Фихте); разливе между ними заключается лишь в пониманиидеятельности субъекта. Для субъективного идеализма сущность сознаниясостоит в синтетической деятельности разума, и ощущение есть лишь одна,и притом низшая ступень этой деятельности; для С., наоборот, в ощущенийи состоит вся деятельность сознания,. из него выводится мышление и т. д.("La sensation enveloppe tontes les facnites de l'Sme" - "Traite desSens." 1, гд. 7, 2). Кратко эту мысль выражает Гельвеций в словах:juger, c'est sentir. Из такого отожествления мышления с ощущениемследует, что никаких особых законов мысли нет. История образованияощущений, которую подробно изложил Кондильяк в своем "Traite des Sens.",рассказывает, как из ощущений сами собой образуются память, внимание имышление и каким образом создается иллюзия самостоятельных духовныхпроцессов, независимых от ощущения; в действительности необходимостьмысли есть ничто иное, как привычка или ассоциация, ставшая, в силучастого повторения, неразрывной. Всякое знание всегда имеет в своейоснове известное ощущение, следовательно знание всегда может быть толькочастным; обобщениям ничего реального не соответствует. Источник знания вто же самое время определяет и характер, и границы его; этот источникесть, таким образом, критерий истины. Так как ощущение зависит отвпечатлений, идущих извне - положение, которое сенсуалистами принимаетсяна веру, - всякий же опыт есть нечто случайное, иррациональное,относительное, то всему знанию приходится приписывать случайный иотносительный характер. Милль, исходя из психологических фактов, даетследующее определение материи: материя или предмет есть ничто иное, какпостоянная возможность ощущений. Это (определение вполне соответствуетдуху С., и намеки на него мы встречаем уже у Кондильяка, с точки зрениякоторого предмет есть совокупность представлений о величине, плотности,твердости и т. д., т. е. соединение представлений, полученных из разныхкатегорий ощущений, главным образом осязания, и для образованияпредставлении о предмет вовсе не нужно мыслить носителя качестве илисубстрата. Такова, в общих чертах, гносеология С. В заслугу С. можнопоставить то, что он обратил внимание на более подробный психологическийанализ фактов ощущения и восприятия, стараясь определить значениеощущений в познании вообще и значение отдельных категорий ощущений. Вэтом отношении особенного внимания заслуживают работы Кондильяка.Однако, психологический анализ С. страдает тем, что смотрит с предвзятойточки зрения на факты, подлежащие анализу. С., подобно фокуснику,вкладывает в ощущение все то, что вовсе несвойственно ощущение самому посебе и что С. с торжеством из него извлекает. Не ощущение создаетсознание, память, воображение и мышление, а синтетическая деятельностьсознавая проявляется в этих различных формах, в зависимости отразличного материала, с которым она орудует. С. механизирует, принижаетдеятельность сознания и по самому элементарному ее обнаружению хочетсудить о всей деятельности. Неправильному психологическому анализусоответствуют и неверные гносеологические выводы - неправомерноеограничение области знания, неправильное объяснение особенностей его(напр. характера математического знания), неправильное указание критерияистины. Исторически сенсуализм проявлялся разнообразно и в различныйвремена, переплетаясь с материализмом, эмпиризмом и субъективнымидеализмом; трудно, поэтому, написать историю С., не внеся в нее чуждыхэлементов. Соединение С. с материализмом есть сопtradictio in adjecto,ибо уже самая возможность ощущения, как это отлично сознавал Кондильяк,исключает материализм, предполагая существование способности духа. Сампо себе С. есть известная форма субъективного идеализма, противоположнаятой, которая (напр. Фихте старший) видит в деятельности разума сущностьдуха. С эмпиризмом С. имеет общую точку отправления в психологическоманализе и общий взгляд на значение опыта. В древности С. можно отметитьв системах Эпикура и стоиков. Ощущения образуются, по мнению Эпикура,тем, что от предметов отделяются образны, которые попадают в органыощущений и насильно ими воспринимаются. Всякое ощущение истинно. Вощущениях заключается критерий истины; все, что не согласно с этимкритерием, ложно. Хотя стоицизм развился в постоянной полемике сэпикуреизмом, у этих двух направлений много общего. душа, по мыслистоиков, материальна; но материализм стоиков заключает в себепантеистические элементы, позволявшие им настаивать на единстве души, насиле разумной деятельности, как коренной черты человеческой души. Душастоиков не пассивна, подобно эпикурейской, а деятельна. В учении обощущении стоики делают к эпикурейской теории существенное добавление:все возникает из ощущений - в этом стоики согласны с эпикурейцами; но вощущениях, прибавляют стоики, проявляется деятельность души. Вутверждении стоиков, что все представляется возникают из ощущений, чтовсе общее образуется из единичного, что критерий истины заключается вjantasiai katalhptikai и в толковании, которое они дают этому критерию,ясны принципы С., с которым учение о деятельности разума не вполнесправилось. В новой философии распространению С. способствовал Локк;хотя он был эмпириком и считал себя отчасти учеником Декарта, тем неменее несомненно, что его "Опыт о человеческом разумении" способствовалС. Из двух источников познании - ощущений и рефлексии - Локк гораздоподробнее рассмотрел первый. Его учение о рефлексии страдает той женеопределенностью, которая заметна и в его рассуждениях о субстанции,так что из Локка весьма нетрудно было вывести последовательноесенсуалистическое учение. В введении к своим "Новым опытам очеловеческом разумении" Лейбниц сводит разногласие между С. ирационализмом к нескольким основным пунктам и Локку, хотя и соговорками, приписывает учение сенсуалистов, что душа есть tabula rasa,что все знание происходит из внешнего опыта, не исключая и истинматематических и т. д. Последовательный: С. мы находим в сочиненияхКондильяка, а именно в его "Essai sur l'origine des connaissanceshumaines", "Traite des sensations" и "Traite des systemes". Не смотря нанесовершенство его психологического метода, на полное отсутствиеэкспериментального характера в его исследованиях, построенных наумозрительных, априорных предположениях, работы Кондильяка сохраняютзначение в истории психологии. Книга Гельвеция "De l'esprit" неприбавляет ничего принципиально нового к "Трактату об ощущениях", хотя уГельвеция больший наклон к материализму, чем у Кондильяка. Катт написалидополнение к Кондильяку, в книге: "Traite des sensations et des passHonsen general". Боппэ подражал Кондильяку и в том отношении, что исходнойего точкой служит воображаемая статуя, одаренная жизнью. Вся школа такназыв. французских идеологов находится в большей или меньшей зависимостиот Кондильяка, с которым некоторые из ее представителей полемизируют,другие - соглашаются. Защиту С. в новейшее время взял на себя Тольбе, всочинениях: "Nene Darstellung des Sensualismus" (1855), "Die Grenzen undder Ursprung der menschlichen Erkenntniss im Gegensatz zu Kant nndHegel" (1865) и "Grundzuge einer extensionalen Erkenntnisstheorie"(посмертное соч., 1875, не окончено). С. новейшего времени представляетопять поворот от феноменализма Кондильяка к материализму (таково, напр.,сочинение A. Mayer'a: "Die Lehre von d. Erkenntniss", Лпц., 1875),объясняемый общим усилением материалистических тенденций в 60-х и 70-хгг. Cм. Harms, "Die Philosophie in ihrer Geschichte" (I, "Psychologie",Б., 1878, II: "Logik", 1887); Picaret, "Les ideologues" (П., 1891),Cousin, "Histoire generale de la philosophie" (П., 1861). Э. P.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.