Значение ЛИСТ ФЕРЕНЦ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛИСТ ФЕРЕНЦ

(Liszt) Ференц (Франц) (22.10.1811, Доборьян, близ г. Шопрон, Венгрия, - 31.7.1886, Байрёйт, Германия), венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепьяно в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у К. Черни (фортепьяно) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 была поставлена опера Л. 'Дон Санчо, или Замок любви' (жанр, в котором Л. ничего законченного больше не создал), написаны его первые фортепьянные сочинения - 12 этюдов, 'Бравурное аллегро', 'Бравурное рондо' и др. Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Г. Берлиозом, Н. Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Л., которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с М. д'Агу (печаталась под псевдонимом Даниель Стерн). В своих демократических по духу литературных работах Л. ставил вопросы о положении художника в буржуазном обществе, о социальной значимости искусства, о программности в музыке и др. Л. приветствовал Июльскую революцию 1830; под впечатлением революционных событий написал 'Революционную симфонию' (не окончена), после восстания лионских ткачей (1834) - пьесу для фортепьяно 'Лион'. В 1838-47, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистическим темпераментом, сочетавший блестящую виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь фортепьянной игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фортепьяно, но и выработавший новые приёмы трактовки фортепьяно. Он придал оркестровое звучание фортепьяно, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепьяно из салонно-камерного в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства. Реформаторские устремления Л. особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно - 'Фантастической симфонии' Берлиоза (1833), симфоний Л. Бетховена, увертюры 'Вильгельм Телль' Дж. Россини (1838), 'Бравурных этюдов' по каприсам Паганини (1838), многих песен Ф. Шуберта (1838-46); фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Дж. Верди и др.

Во время гастролей в России (1842, 1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским; он проникся любовью к русской музыке, сделал транскрипции 'Соловья' А. А. Алябьева и 'Марша Черномора' Глинки.

В конце 1830-х гг. Л. создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно: 'Альбом путешественника' (3 тетр., 1835-36), 12 больших этюдов (2-я ред. 1838, позднейшая переработка - 'Этюды трансцендентного исполнения', 1851), 'Три сонета Петрарки' (1-я редакция 1839); 'Пляску смерти' (с оркестром, 1838-59) и др. Велики достижения Л. и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым, 'веймарским периодом' (1848-61), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: 'Фауст-симфонию' (1854-57), 'Симфонию к 'Божественной комедии' Данте' (1855-56), 12 симфонических поэм (13-я - 'От колыбели до могилы' - написана позднее, в 1881-82), в том числе 'Тассо. Жалоба и триумф' (по Гёте, 1849-54), 'Прелюды' (по Отрану и Ламартину, 1848-54), 'Мазепа' (по Гюго, 1851), 'Идеалы' (по Шиллеру, 1857); 'Два эпизода из ''Фауста'' Ленау' ('Ночное шествие' и 'Мефисто-вальс', около 1860) и др., а также ряд хоровых произведений. Л. создал новый музыкальный жанр - программную одночастную симфоническую поэму. Он воплотил в музыке 'вечные образы' мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художественной задачей Л. было приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени; его привлекала сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы. Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Л. стремился создавать музыку образно-конкретную, действенную и тем самым более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения - соната си-минор (1853), цикл пьес 'Годы странствий' (1-й год - 1836-54, 2-й год - 1838-60, 3-й год - 1867-77), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, 'Поэтические и религиозные гармонии' (1845-52). В 1840-60-е гг. Л. создал 2 концерта (около 1849-56, 1839-61) и 'Фантазию на венгерские народные темы' (1852) для фортепьяно с оркестром, а также др. сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Л. с родиной. Л. использовал венгерский музыкальный фольклор в произведениях различных жанров - 'Венгерских рапсодиях' для фортепьяно (15 рапсодий написаны в 1846-51; 4 последние в 1882-85), 'Погребальном шествии' (для фортепьяно, 1849), симфонических поэмах 'Венгрия' (1854) и 'Плач о героях' (1854), 'Венгерских исторических картинах' и пьесах 'Ракоци-марш', 'Памяти Петёфи', 'Погребенье Мошоньи' (для фортепьяно) и др. В Веймаре, где вокруг Л. объединились видные музыканты (Х. Бюлов, И. Рафф и др.), образовавшие т. н. веймарскую школу , Л. реализовал свои демократические идеи и как дирижёр - пропагандист сочинений современных ему композиторов (в т. ч. опер Р. Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера и др.; книга о Шопене). С демократических позиций Л. разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристократических кругов. В 1861в результате интриг Л. покинул Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште. Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Л. в 1865 принял сан аббата. В 1860-80 он создал ряд церковных сочинений - органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й 'Мефисто-вальсы', знаменитые 'Три забытых вальса', транскрипции сцены 'Смерть Изольды' из оперы 'Тристан и Изольда' Вагнера, а также полонеза из оперы 'Евгений Онегин' П. И. Чайковского; многочисленные хоры, романсы и песни (около 70), среди которых шедевры песенной лирики, и др. Одновременно продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры др. стран. В Веймаре Л. посещали и пользовались его советами пианисты А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, Э. д'Альбер, А. Рейзенауэр и др.; композиторы А. П. Бородин, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис, А. К. Глазунов и др. Особенно тесные связи были у Л. с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил.

Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность Л. имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь - венгерской.

Лит.: Трифонов П. А., Ф. Лист, СПБ, 1887; Зилоти А. И., Мои воспоминания о Ф. Листе, СПБ, 1911; Киселев В. А., Франц Лист и его отношение к русскому искусству, М., 1929; Мильштейн Я. И., Ф. Лист, [т.] 1-2, 2 изд., М., 1971 (библ.); Сабольчи Б., Последние годы Ф. Листа, пер. с венг., Будапешт, 1959; Ramann L., Franz Liszt als Kunstler und Mensch, Bd 1-2 (Abt. 1-2), Lpz., 1880-94; Raabe P., Franz Liszt, Bd 1-2, Stuttg. - B., 1931; Searle H., The music of Liszt, L., 1954; 3 ed., N. Y., 1966; Rehberg P., Franz Liszt. Die Geschichte seines Lebens, Schaffens und Wirkens, Z., 1961.

Я. И. Мильштейн.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.