Значение слова ШРИФТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ШРИФТ

(нем. Schrift, от schreiben - писать), графическая форма знаков алфавитной системы письма . В зависимости от техники воспроизведения Ш. различают след. его основные виды: рукописный, написанный пером или другим инструментами на мягком материале (папирусе, пергаменте, бумаге и др.; см. Палеография ); рисованный, нанесённый кистью или другим инструментом на вывесках, вазах, образцах тканей, оригиналах переплётов, обложек, титульных листов и других элементов изданий; гравированный, вырезанный или высеченный на дереве, металле, камне или другом твёрдом материале, используется для надписей на памятниках, архитектурных сооружениях ( эпиграфика ) или на гравюрах ; наборный, составленный из отдельных литер и других элементов и предназначенный для ручного или механизированного набора текста, воспроизводимого при печати главным образом на бумаге (такие Ш., за исключением Ш. наборно-пишущих машин и фотонаборных машин , называются типографскими). В узком смысле типографским Ш. называется комплект типографских литер, предназначенных для набора. Типографские, рисованные и гравированные Ш., а также Ш. наборно-пишущих и фотонаборных машин, воспроизводимые печатным способом, называются печатными Ш.

В соответствии с назначением типографские Ш. подразделяются на текстовые - для текстового набора; титульные - для набора обложек, титульных листов, заголовков; акцидентные - для набора малых типографских форм (дипломы, бланки, этикетки, объявления и т.п.).

По контрастности (отношение толщин оснований и соединительных штрихов букв), наличию и форме засечек различают в основном 7 групп типографских Ш. ( рис. 1 ). В особую группу входят Ш., которые по рисунку не могут быть включены в указанные группы, в том числе рукописные, имитационные (например, Ш. пишущих машин) и др. В зависимости от начертания, определяемого в основном наклоном очка ,его шириной и насыщенностью (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета), типографские Ш. бывают прямые, курсивные, наклонные; нормальные, узкие, широкие; светлые, полужирные, жирные. Ш. одного и того же начертания делятся на Ш. разных кеглей ; Ш., разные по кеглю и начертанию, но одинаковые по характеру рисунка, объединяются в одну группу, называемую гарнитурой шрифта. Каждая гарнитура имеет наименование, например елизаветинская, банниковская, школьная и т.д. Ассортимент гарнитур Ш., применяемых в типографиях СССР, регламентирован стандартами.

Рисунок первых типографских Ш. создавался на основе рукописных Ш., например рукописного полуустава ( рис. 2а , 1) - русский Ш., готический Ш. ( готического письма )( рис. 2а , 2) - латинский Ш. Первоисточником современного руского типографского Ш. является гражданский шрифт , утвержденный Петром I в 1708 ( рис. 2а , 3); первоисточником современного латинского Ш. - Ш. антиква ( рис. 2а , 4), возникший в эпоху Возрождения в конце 15 в. Некоторые гарнитуры Ш., появившиеся ещё в начале 20 в., применяются в типографиях СССР до сих пор: литературная (ранее называвшаяся латинской), елизаветинская, академическая ( рис. 2б , 1-3).

К числу гарнитур, разработанных в СССР с конца 40-х гг., относятся: обыкновенная новая ( рис. 2б , 4), банниковская, Лазурского ( рис. 2б , 5, 8) - для литературно-художественных изданий и книг по искусству (в основе - гражданский Ш. петровского периода и Ш. эпохи Возрождения); школьная ( рис. 2б , 2, 6) - для школьных учебников и изданий для детей; новая газетная - для газет; журнальная рубленая - для журналов ( рис. 2б , 7); Рерберга, акцидентная Телингатера, бажановская, Кузаняна ( рис. 2б , 9-12) - для титульных элементов (в основе - рисованные Ш. советских художников) и мн. др. Часто одним и тем же Ш. (обычно классического образца) могут быть набраны издания политической, научной, художественной, детской и учебной литературы.

Многие рисунки современного латинского Ш., широко применяемых в зарубежных странах, созданы на основе классических образцов, например гарамон (Франция, 30-е гг. 16 в., рис. 2в , 3), кезлон (Великобритания, начало 18 в.), баскервилль (Великобритания, середина 18 в., рис. 2в , 1), бодони (Италия, начало 19 в., рис. 2в , 2) и др.; к оригинальным образцам современного лат. Ш. относятся Ш. типа египетских (с очень малой контрастностью, с засечками прямоугольной брускообразной формы) - мемфис ( рис. 2в , 5), бэтон, типа гротесковых (без засечек) - футура, гилл-санс, универс ( рис. 2в , 4) и др.

Лит.: Шицгал А. Г., Русский рисованный книжный шрифт советских художников, М., 1953; его же, Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения, М., 1974; Спиров Н. А., Проектирование и производство типографских шрифтов, М., 1959; Большаков М. В., Гречихо Г. В., Шицгал А. Г., Книжный шрифт, М., 1964; Тоотс В., Современный шрифт, М., 1966; Воронецкий Б. В., Кузнецов Э. Д., Шрифт, 2 изд., Л., 1975; Updike D. В., Printing types. Their history, forms and use, v. 1-2, Camb., 1962; Kapr A., Schriftkunst, Dresden, 1971.

А. Г. Шицгал.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.