Значение ПОЛИКАРП, ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ПОЛИКАРП, ПИСАТЕЛЬ

писатель XIII века. Сочинения П., инока Киево-Печерского м-ря, дошли до нас в списках Печерского Патерика: это — сказания о некоторых подвижниках Печерской обители; перед ними в виде предисловия читается его послание к архим. Акиндину. Составляя вместе с сочинениями епископа Владимирского Симона существенную часть Патерика, сказания П. находятся с ними в тесной литературной связи. Эта связь установлена самими авторами: к сказаниям Симона приложено обширное послание к П., в них встречаются несколько раз обращения к нему; П. ссылается на сочинения Симона, предполагая их известными Акиндину и читателям. Главные источники сказаний Поликарпа: не дошедшее до нас житие Антония (на него ссылается сам автор), Печерская летопись (ссылки у автора) и живое монастырское предание. Сообразно с этими тремя источниками самые сказания могут быть разбиты на три группы. Под влиянием жития Антония составлены сказания о Лаврентии, Агапите, Моисее и Иоанне, под влиянием летописи — сказания о Никите, Григории, Прохоре, Марке, Федоре и Василии, Пимене: во всех находим ссылки на исторические события, причем в первом сказании упомянуто событие 1078 г., а в последнем — 1110 г.; очевидно, Печерская летопись давала сказаниям историческую рамку в пределах этих годов. Наконец, под влиянием устного предания составлены сказания об Алимпии (П. видел в Ростове икону, им написанную), а также о Спиридоне и Никодиме, живших в середине XII ст. Время, когда писал свои сказания П., нельзя определить с точностью: некоторые намеки его указывают на то, что он писал после смерти Симона (умерш. в 1226 г.) и во всяком случае после 1222 г., ранее. которого не могло быть составлено Симоново "Слово о создании церкви" (там говорится о падении храма в Суздале, случившемся в 1222 г.). В конце жития Агапита П., обращаясь к Акиндину, говорит, что он пишет 160 лет после составления жития Антония, в 15-й год игуменства Акиндина. Имея в виду, что Антоний скончался в 1072 или 1073 г. (Новг. 4-я летоп.) и допуская, что П. относит составление его жития к этому же времени, можно думать, что он писал некоторые сказания в 1232—1233 гг. Это не противоречило бы тому, что мы знаем об архимандрите Акиндине, упоминаемом в летописи под 1231 г. Позднейшее литературное предание (ср. Печатный Патерик) смешало П. инока, жившего при архимандрите Акиндине, с архимандритом Поликарпом, управлявшим монастырем во второй половине XII века, после игумена Акиндина. — Сочинения П. изданы, в позднейшей переделке, в печатном Патерике (1661); по рукописям XV в. они изданы В. Яковлевым в "Памятниках русской литературы XII и XIII веков" (СПб., 1872) и в русском переводе М. Викторовой, "Киево-Печерский Патерик по древним рукописям" (Киев, 1870). Послание П. к Симону, о котором упоминает последний, не дошло до нас.А. Шахматов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.