Значение ПОЛИКАРП (ПРИЙМАК) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ПОЛИКАРП (ПРИЙМАК)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Поликарп (Приймак) ( 1912 - 1989 ), епископ , б. Пензенский и Саранский .

В миру Приймак Георгий Кондратьевич, родился во Владивостоке 1 апреля 1912 года в крестьянской семье.

Затем семья переехала в Маньчжурию , где Георгий закончил среднюю школу в 1930 году. Вместе с матерью в 1932 году он приехал в Японию и познакомился с митрополитом Японским Сергием (Тихомировым) , который, видя горячее желание молодого человека стать монахом и получить духовное образование, стал лично руководить его обучением. Вероятно Георгий стал студентом Токийской духовной семинарии , хотя прямого упоминания об этом не обнаружено [1] .

8 марте 1936 года митрополит Сергий Японский рукоположил его во диакона , 13 марта постриг его в монашество , а 15 марта - рукоположил во иеромонаха . Митрополит Сергий назначил отца Поликарпа заведующим Корейской Духовной Миссией , которая в то время находилась в подчинении Токийской кафедре. По сведениям митрополита Мануила (Лемешевского) , назначение о. Поликарпа миссионером в Корею было утверждено указом местоблюстителя Московского патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) [2] . Как сообщал журнал Японской митрополии "Православный вестник", о. Поликарп: 30 марта, причастившись у митрополита Сергия (Тихомирова) и получив благословение, он покинул Токио ... Иеромонах Поликарп владеет не только русским, но и английским и японским языками, поэтому сможет окоромлять всех прихожан Корейской церкви: и русских, и корейцев, и японцев [3] .

Обосновавшись в Сеуле , иеромонах Поликарп стремился сохранить разбросанную паству, а также возродить миссионерскую активность, несмотря на крайнюю скудость средств непозволявшую открывать школы и содержать катехизаторов. При нем в 1936 году Миссия организовала строительство часовни-церкви в Омпо в на севере Кореи. О. Поликарп неизменно служил в праздничные и воскресные дни, а Великим Постом - каждый день Первой и Страстной седмиц . С развитием войны, японские власти строго ограничивали деятельность Миссии окоромлением русских эмигрантов, стараясь свести к минимуму общение русских с корейцами, и литургии проводились на церковнославянском.

8 октября 1941 года, под давлением японских властей, митрополит Сергий Токийский, ранее уже отстраненный от управления своей кафедрой, был вынужден также сложить с себя полномочия начальника Духовной Миссии в Корее и назначить отца Поликарпа начальником Миссии с возведением его в сан архимандрита . После кончины владыки Сергия 11 августа 1945 года, Миссия была передана в ведение Восточно-Азиатского Экзархата , а патриаршим указом от 27 декабря 1945 года объявлена «временно самостоятельной» под управлением о. Поликарпа в подчинении Московского Патриархата [4] .

Новый виток церковных нестроений на Дальнем Востоке начался после Второй мировой войны , когда Япония и южная часть Кореи оказались под контролем США , а север Кореи – под контролем СССР . При активном содействии американских оккупационных властей, в начале 1947 года большинство православных верующих в Японии вошли под управление епископа Вениамина (Басалыги) из « Американской Митрополии » во главе с митрополитом Феофилом , находившейся в расколе с Московским Патриархатом . В то же время, паства о. Поликарпа в Сеуле пополнилась многими беженцами из Северной Кореи, включая немало русских эмигрантов. Тогда как архимандрит Поликарп восстановил связь с Патриархией и вошел в отношения с местным Генеральным Консульством СССР, новые власти Южной Кореи, многие русские эмигранты, а также комитет корейских верующих настаивали на выходе из подчинения Москве. Для властей эта позиция была продиктована началом Холодной Войны , ряд русских эмигрантов, по словам о. Поликарпа, старались сохранить ранее занятую ими жилполщадь на территории Миссии, а корейские верующие были вдобавок движимы национальным чувством и желанием независимости. В июне 1947 года недовольные русские и корейские верующие направили прошения архиепископу Вениамину в Токио в которых обвиняли о. Поликарпа в ряде грубых проступков и просили назначить нового начальника для Миссии, но с помощью местных западных миссионеров, знавших о. Поликарпа, конфликт был на время разрешен.

Однако, в октябре 1948 года корейский диакон Алексей Ким Ли Хан был рукоположен в Токио архиепископом Вениамином во пресвитера и назначен начальником Миссии. Вернувшись в Корею с помощью своих союзников и полиции Алексей Ким завладел Миссей 12 декабря 1948 года, а отец Поликарп был заточен в тюрьму Кемукван. Хотя он и был выпущен 29 декабря за отсутствием вины, чиновники ставшие на сторону корейского комитета верующих с о. Алексеем Кимом во главе уже оформили перевод имущества Миссии. Некоторое время архимандрит Поликарп жил подаянием, отказываясь ходить в церковь к раскольникам, но принял все меры, чтобы вернуть миссию через суд, так как имел для этого все законные основания. 18 июня 1949 года был вновь арестован, обвинен в шпионаже за коммунистов и подвергнут пыткам. Из-за отсутствия улик намечавшийся показательный процесс был отменен. Однако, о. Поликарпу заявили, что поскольку стало известно о принятии его в советское гражданство, то он подлежит высылке по распоряжению южнокорейских властей. Лишенных имущества о. Поликарпа, вместе с его престарелой матерью, 29 июня отконвоировали к 38-й парралели и выслали в Северную Корею. С ним прекратила существование Русская Духовная Миссия в Корее .

В том же 1949 году архимандрит Поликарп получил назначение в клир Восточно-Азиатского Экзархата и был переведен в город Харбин в Китае .

В сентябре 1951 года он был назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме , где и пробыл до апреля 1955 года.

Последним местом служения архимандрита Поликарпа перед его архиерейской хиротонией был город Мукачево Закарпатской области, где он был духовником Николаевского женского монастыря .

В среду 17 июля 1957 года в Патриарших покоях Свято-Троице-Сергиевой Лавры состоялось наречение архимандрита Поликарпа во епископа Кировского и Слободского . Чин наречения совершали патриарх Алексий , архиепископ Одесский и Херсонский Борис , епископ Орловский и Брянский Иероним , епископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген , епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил , епископ Свердловский и Ирбитский Донат и епископ Лужский Алексий . В пятницу 19 июля 1957 года в трапезном храме Свято-Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Поликарп был хиротонисан во епископа Кировского и Слободского. Хиротонию совершали Святейший Патриарх Алексий, епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил, епископ Свердловский и Ирбитский Донат и епископ Лужский Алексий.

С 16 марта по июнь 1961 года временно управлял Ижевской епархией .

С 16 ноября 1962 года - епископ Архангельский и Холмогорский .

27 января 1966 года был назначен епископом Ивановским и Кинешемским . Знавшие владыку, вспоминают о нем, как о добром и мягком архипастыре, при котором однако отмечалось ослабление дисциплины среди духовенства епархии.

С 30 июля 1968 года он - епископ Пензенский и Саранский . 16 декабря 1969 года был уволен на покой.

Владыка Поликарп был постником, никогда не употреблял в пищу рыбу. Находясь на покое в Симферополе , владыка любил заниматься живописью. Последнее время из-за болезни ног он рисовал сидя в доме или около него. Епископ Поликарп чувствовал приближение кончины, готовился к ней, молился. Скончался он в 6 часов вечера в воскресный день 23 июля 1989 года на 78-м поду жизни. Погребен владыка Поликарп на кладбище в селе Пионерское , на горе, в тех местах, где он часто рисовал.

Награды

орден св. равноап. кн. Владимира 2-й степени ( 1963 ).

Труды

Речь при наречении во епископа Кировского.

ЖМП , 1957, № 8, 16-18.

Литература

『正教時報』 ( Сэйкёо дзихоо ( Православный вестник )), № 25-5, 36.

Журнал заседания Св. Синода № 9 от 10/Х1-1952, 3; № 12 от 27/Х1-1951, 39-40.

Русская Православная Церковь , 164.

ЖМП , 1949, № 8; 1957, № 8, 5, 16-18; № 12, 9; 1959, № 1, 33-34; № 4, 8; № 6, 33; № 10, 11; № 11, 12; 1960, № 1, 31; 1961, № 1, 31; 1962, № 12, 12; 1963, № 6, 10; 1966, № 3, 4; № 4, 19; № 5, 4; № 7, 30; 1967, № 3, 37; № 5, 33; № 7, 26; № 8, 33; № 9, 7; 1968, № 4, 17; № 5, 18; № 9, 5; № 10, 17; 1969, № 3, 25; № 6, 17; № 9, 29; № 12, 27; 1970, № 1, 5.

Шабалин, Н., "Легендарный владыка", Вятский епархиальный вестник , 1998, № 1, 6.

Использованные материалы

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_426

Страница сайта "Православие в Корее":

http://www.korea.pravoverie.ru/content/view/55/39/

Анисимов, Л., «Православная миссия в Корее. К 90-летию основания», ЖМП , 1991, №5, 58-59.

Поздняев, Дионисий, свящ., «К истории Российской Духовной Миссии в Корее (1917-1949)» в Поздняев, Д., свящ., История Российской Духовной Миссии в Корее , Москва, Издательство Свято-Владимирского Братства, 1999, 358-362.

Боровской, Г. В., "Россия и Корея: обзор Церковных связей" (окончание), Миссионерское обозрение , 2004, № 4:

http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2004/mo4_st_2.htm

Бесстремянная, Г. Е., "Из Японии в Иерусалим", Альфа и Омега , Москва, № 48 (2007, № 1), 334-335.

[1] См. Бесстремянная, Г. Е., "Из Японии в Иерусалим", Альфа и Омега , Москва, № 48 (2007, № 1), 334.

[2] http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_426

[3] 『正教時報』 ( Сэйкёо дзихоо ( Православный вестник )), № 25-5, 36.

[4] Последняя дата приводиться по Поздняеву. По Анисимову - ошибочно указано 27 января 1945 года. См. Поздняев, Дионисий, свящ., «К истории Российской Духовной Миссии в Корее (1917-1949)» в Поздняев, Д., свящ., История Российской Духовной Миссии в Корее , Москва, Издательство Свято-Владимирского Братства, 1999, 359; Анисимов, Л., «Православная миссия в Корее. К 90-летию основания», ЖМП , 1991, №5, 59.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.