один из известнейших памятников нашей древнецерковной письменности. Подобно другим патерикам (см.), он представляет собой сборник нескольких отдельных произведений; назван П. по месту своего происхождения (Киево-Печерский монастырь). Ядром сборника послужили два послания, написанные в XIII в. Первое из них — послание бывшего киево-печерского инока, позже епископа владимирского и суздальского, Симона, к своему ученику и другу, киево-печерскому иноку Поликарпу. Последним — блаж. Поликарпом — написано второе послание, обращенное к киево-печерскому архимандриту Акиндину. Симон имел целью путем повествования о чудесной жизни прославивших печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Заключительные главы повести Симона посвящены истории создания и украшения обители (о зодчих, живописцах). Послание Поликарпа также содержит рассказы об иноках обители, слышанные им от своего "господина", епископа Симона. Впоследствии к обоим посланиям собиратели присоединяли сказания о начале Киево-Печерского монастыря, о первых киево-печерских подвижниках и т. д. Затем в состав сборника вошли разные другие статьи, имеющие известное отношение к предмету П., а иногда и без всякой связи с ним. В некоторых списках встречаются ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и пр. Редакций П. патерика много; древнейшие — XV в., позднейшие — XVII в. Отличаются они друг от друга по степени полноты, а также по изменениям в порядке расположения материала сборника. Главнейшие рукописные редакции: 1) Арсеньевский список, составленный в 1406 г. для новгород. епископа Арсения тверского; 2) две Кассиановские (1460 и 1462), составленные по приказанию киево-печерского клирошанина, позже уставника, инока Кассиана. В Арсеньевской редакции из обоих посланий сохранены только рассказы о святых и Симонова повесть о создании печерской церкви Пресв. Богородицы, а все остальное выпущено. В списках кассиановой редакции произведения Симона и Поликарпа помещены вполне, в своем первоначальном виде; только повесть о создании церкви раздроблена на 2 части: первая, собственно о церкви, помещена в самом начале патерика, а другая, об оковании раки Феодосия — после жития св. Феодосия. В 1635 г. появляется в Киеве первое печатное издание П. патерика под редакцией епископа Сильвестра Коссова, на польском языке, с значительными изменениями, повредившими первоначальный характер сборника, написанного простым, безыскусственным языком. Составители первопечатного патерика брали из различных частей патерика сказания об известном святом и затем соединяли их в одно целое, давая ряд отдельных жизнеописаний. Прибавлены также статьи чисто светского содержания. В приложение вошли жития Нестора, Симона и Поликарпа. В 1661 г. в Киеве появляется на славянском языке новое печатное издание патерика, в следующие два десятилетия повторенное трижды. В основу нового П. патерика, напечатанного в типографии московской синодальной конторы (1759), положено издание киевское, тщательно пересмотренное; из него признано было необходимым выключить ряд отдельных мест, которые "подлежат к сумнительству", по несогласию их с учением православной церкви, причем для обоснования своих взглядов составители приводили особые "резоны" против каждого места, исключаемого из П. патерика. Выпущены были также все изображения, которыми были украшены прежние печатные издания патерика. Отдельные составные части переведены на русский язык. В 1870 г. издан в Киеве прекрасный перевод П. патерика на современный русск. яз. рано умершей Марии Александровны Викторовой (рожденная княжна Микулова). См. А. М. Кубарев, "Исследование о П. патерике" в "Чтениях Общества истории и древностей российских" (1847 г., № 9 и 1858, № 3); преосвященный Макарий, в "Известиях Академии наук" (т. V); М. Викторова, "Составители Киево-Печерского патерика и позднейшая его судьба" (Воронеж, 1871); Г. Георгиевский, "Печатный П. патерик" (в "Русском обозрении", 1893, кн. 5 и 6).
Значение ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012