Значение ДАМИАН ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ДАМИАН ПЕЧЕРСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Дамиан Печерский, целебник (+ 1062 - 1074 [1] ), пресвитер , преподобный .

Память 5 октября , в Соборах всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Ближних пещерах почивающих

Дамиан был священником (« санъмь прозвутеръ »). По рассказу " Повести временных лет ", он не вкушал ничего, кроме хлеба и воды. За монашеские подвиги и добродетельную жизнь он сподобился дара чудотворения и по благословению исцелял больных молитвой и помазанием святым елеем. В Житии преподобного Феодосия , тогдашнего игумена Киево-Печерского , сообщается, что Дамиан ревностно « подражааше житию и съмерению » святого игумена. Многие знавшие Дамиана свидетельствовали автору Жития « о добремь его съмерении, и житии, и послоушании, и еже к вьсем покорение сътяжа ». Бывшие у Дамиана в келье видели « кротость его и несъпание по вся нощи и почитающа с прилежаниемь святыя книгы » [2] .

Перед кончиной святому явился ангел в образе преподобного Феодосия, возвестивший, что Дамиан будет в Царствии Небесном. В Житии святого Феодосия приводится молитва Дамиана, в которой он просит у Христа быть причастником Его Царства и не разлучаться с Феодосием и после смерти. Преподобный Феодосий с некоторыми насельниками монастыря были при больном до самой его кончины.

Тело Дамиана погребли в присутствии всей братии в Ближних (Антониевых) пещерах .

Почитание

Рассказ о Дамиане помещен среди рассказов о других Киево-Печерских подвижниках в " Повести временных лет " под 6582 ( 1074 / 1075 ) годом в статье о кончине игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия . О Дамиане (видимо, на основе летописного рассказа) говорится также в житии преподобного Феодосия (кон. XI - нач. XII в.), написанном преподобным Нестором Летописцем . Возможно, краткое сообщение о Дамиане находилось в составе несохранившегося жития преподобного Антония Печерского конца XI века [3] . Рассказ о Дамиане входил во все редакции Киево-Печерского патерика , начиная с древнейшей, рубежа XIII и XIV веков [4] . Отдельное житие преподобного Дамиана, созданное на основе летописной и житийной традиции, впервые появилось на польском языке в издании патерика [5] .

В «Анфологионе» (Киев, 1619 ), имя Дамиан указано с памятью 5 октября , что свидетельствует об устойчивости почитания преподобного в монастыре к этому времени. В 1-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Печерским, составленного в 1643 года по благословению Киевского миторолита святителя Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константипольского патриарха Мелетием Сиригом , Дамиан как целитель воспевается вместе с преподобным Агапитом , врачом безмездным [6] . Имя Дамиана включено под 5 октября в «Полуустав» (Киев, 1643 ) и в рукописный Месяцеслов келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) [7] . В Похвальном слове русским преподобным, созданном соловецким монахом Сергием (Шелониным) в 1645 - 1647 годах, Дамиан упоминается в ряду других Киево-Печерских святых [8] .

Празднование Собору преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих , было установлено в 1684 - 1690 годах, при архимандрите Варлааме (Ясинском) , а их общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода от 1762 , 1775 и 1784 годов, согласно которым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные Московские месяцесловы. Имеется служба со славословием Дамиану вместе с преподобными Матфеем и Иеремией прозорливыми [9] .

Иконография

Наиболее раннее сохранившееся изображение Дамиана находится в Радзивиловской летописи конца XV века [10] в числе миниатюр с образами первых черноризцев Печерских, под 1074 годом. Здесь изображено успения святого, у одра которого стоят преподобный игумен Феодосий Киево-Печерский с братией. Дамиан представлен возлежащим на ложе со сложенными на груди покровенными руками, в монашеском одеянии и куколе , с нимбом , как и преподобный Феодосий [11] .

Одно из ранних произведений - ксилография работы мастера Илии в цикле гравюр для Киево-Печерского патерика [12] с 2-частной композицией. Вверху - фронтальное ростовое изображение Дамиана в виде старца с небольшой седой бородой, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и четками в опущенной левой руке; на дальнем плане - виды монастыря и Ближних пещер . Внизу - сюжет с ангелом , склоненным над лежащим преподобным, иллюстрирует повествование Патерика о видении умирающему Дамиану (надпись: « Ко Демиану прииде ангел во образе Феодосия обеща ему царство » [13] .

На гравюре для издания Патерика 1702 года работы Леонтия Тарасевича фигура Дамиана помещена в верхнем регистре, вполоборота вправо, с немного склоненной головой и крестообразно сложенными на груди руками, на левой руке - четки. Поза святого, рисунок черепа на поземе с цветущими травами напоминают о необходимости приготовления к смерти. На заднем плане, по тексту Патерика, добавлены сюжеты ночного бдения святого с чтением духовных книг и его дневных трудов - исцеления больных, приносимых в обитель. В нижнем регистре в картуше - композиция с ангелом, повторяющая гравюру мастера Илии.

К образу, созданному Тарасевичем, восходит описание внешнего облика святого в иконописном подлиннике конца XVIII века: « Сед, плешив, брада проста, доле Николиной , на плечах схима , риза преподобническая, испод лазорь » [14] . В сводном подлиннике XVIII века Г. Д. Филимонова под 5 октября о нем сказано: « Подобием надсед, брада подоле Богословли, в клобуке , ризы преподобническия, правая рука благословенна, в левой лестовка » [15] . Вместе с преподобными Иеремией и Матфеем Киево-Печерскими он упомянут также под 5 октября в тексте рукописи XVIII века, принадлежавшей С. Т. Большакову [16] . Единоличное изображение Дамиана имеется на иконе 1840-х годов у раки святого в Ближних пещерах работы иеромонаха Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской Лавры, - вполоборота вправо, в монашеской мантии и красной епитрахили, с ниспадающими на плечи темными волосами и окладистой бородой с проседью, руки сложены крестообразно на груди, в левой - четки.

На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» ( 1643 - 1676 ) работы мастера Акима [17] , в аллегорической форме прославляющей Киево-Печерскую обитель и ее святых, уподобленных святителям Русской Православной Церкви , а также на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 1660-х годов [18] погрудное изображение Дамиана наряду с другими преподобными Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции [19] .

На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 года письма игумена Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале [20] Дамиан изображен, согласно надписи, « со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском », в левой части иконы в 3-м ряду 1-м справа (вблизи престола Богородицы ), с надписью на нимбе: « прпд Дамианъ ». Он представлен вполоборота вправо, руки сложены на груди, в мантии и парамане с красным Голгофским крестом, на голове клобук, борода с проседью [21] .

В изображениях Собора Киево-Печерских святых Дамиан, как правило, предстоит в левой группе святых за преподобным Антонием Киево-Печерским в ряду иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах [22] . Его оплечное изображение в виде средовека с небольшой бородкой, в куколе, с надписанием - « пре Димиянъ » - помещено в 9-м ряду 4-м слева на медной гравюре конца XVIII - начала XIX века [23] . На иконе 1-й половины XIX века предположительно из мастерской Киево-Печерской Лавры [24] оглавный образ святого находится в 9-м ряду 2-м справа, в небольшом повороте к центру, надпись на нимбе: « пре Дамiанъ ц. » На иконе 2-й половины XIX века [25] Дамиан (по надписи: « Домiянъ »), имевший сан пресвитера, облачен в красную фелонь , в руках Евангелие , голова с русыми волосами и бородой не покрыта; вероятно, по ошибке его полуфигура помещена в центре 2-го ряда правой группы Дальних пещер [26] В левой части в 7-м ряду 1-м справа, без индивидуальных особенностей, он изображен на раскрашенной литографии 1883 года из мастерской А. Абрамова [27] , на хромолитографии 1894 года Киево-Печерской Лавры [28] - в виде старца, в 9-м ряду 4-м слева.

В росписи 1870-х годов интерьера Московского храма Христа Спасителя поясной образ Дамиана находился в западной части среди Киево-Печерских святых возле композиции «Основание Киево-Печерской Лавры» [29] . В стенописи галереи русских святых в Почаевской Успенской Лавре он включен в группу подвижников XI века [30] , как и в росписи 1898 года на лестнице Преображенского собора Валаамского монастыря с подобной композицией.

На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма монахини Иулиании (Соколовой) конца 1920-х - начала 1930-х годов и начала 1950-х годов [31] преподобный Дамиан - в нижней части, среди чудотворцев Ближних пещер [32] .

Тропарь Дамиану пресвитеру, целебнику, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах

Христовых повелений светом сердца своя просветивше, / страстный мрак прогнасте, / те Троицы селение бысте тричисленнии отцы, / Дамиане, Иеремие с Матфеем, / от Неяже благодать приемше, / недужныя исцеляете, будущая возвещаете / и, Ангелом сопричастницы суще, / молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых .

Источники

ПСРЛ , т. 1, стб. 189; т. 2, стб. 180.

Абрамович, Д. И., Києво-Печерський патерик , К., 1930, 94.

Успенский сборник XII-XIII вв. [подгот. к печ.: Князевская, О. А., и др.], М., 1971, 102-103.

БЛДР , 1997, т. 1, 396, 398 [Житие прп. Феодосия Печерского].

Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик [изд. подгот.: Ольшевская, Л. А. , Травников, С. Н.], М., 1999, 42, 76.

Литература

Филарет (Гумилевский), РСв , Окт., 195-196.

Описание о рос. святых , 20.

Леонид (Кавелин), Св. Русь , 14-15.

Димитрий (Самбикин), Месяцеслов , Окт., 41-42.

Дива печер Лаврських , К., 1997, 23, 48, 54-55.

Ровинский, Д. А., Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания АХ , М., 1870, 28.

Ровинский, Народные картинки , т. 3, 621-633, № 1505-1520; т. 4, 761-763, № 1505а, 1517.

Маркелов, Святые Др. Руси , т. 2, 92.

Гончарук, В. М., Кабанець, Є. П., "Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Києво-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськоï канонизацiï," Могилянськi читання , К., 2000, 56-63.

Києво-Печерськi патерики з колекцiï Музею книги i друкарства Украïни: Кат. , К., 2003, 5.

Использованные материалы

Лопухина, Е. В., Черномаз, И. Б., "Дамиан Киево-Печерский," Православная энциклопедия , т. 13, 701-704:

http://www.pravenc.ru/text/168750.html - новая электронная версия от 21 сентября 2009

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1674.htm

[1] С XIX века 1071 год был принят датой преставления преподобного. Однако, согласно статье Православной энциклопедии , эта дата необоснованна, почему кончину святого можно датировать лишь периодом настоятельства преподобного Феодосия .

[2] Успенский сборник , 102.

[3] Древнерус. патерики , 42. См.: Артамонов, Ю. А., "Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского," Средневековая Русь , М., 2001, вып. 3, 23-24, 67-69.

[4] Шахматов, А. А., Киево-Печерский патерик и Печерская летопись , СПб., 1897, 5; Абрамович, Д. И., Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике , СПб., 1902, 27-32.

[5] Sylvestr (Kosov), metr., Patericon, abo Żywoty ss. oyców Pieczarskich , K., 1635, 68-69; на церковнославянском языке - в Киево-Печерском патерике, К., 1661, л. 142 об.-144 об.

[6] Там же, 146.

[7] РГБ. МДА. Фунд. № 201. Л. 304 об.; середина 1650-х годов.

[8] Панченко, О. В., "Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)," ТОДРЛ , 2003, т. 53, 578.

[9] Службы преподобным отцам Печерским К., 1763, л. 1, 10). Преподобный Дамиан упоминается в 3-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер [[Минея (МП), сентябрь, 822.

[10] БАН, 34. 5. 30, л. 110.

[11] Радзивиловская летопись , СПб.; М., 1994, т. 1: "Факсим. воспроизв. рукописи", Л. 110; т. 2: "Текст, исслед., описание миниатюр," 343.

[12] Патерик, или Отечник, Печерский , К., 1661.

[13] Ровинский, Народные картинки , т. 3, 627.

[14] БАН, Строг. 66, л. 312, «правая страна».

[15] Филимонов, Иконописный подлинник , 167.

[16] Большаков, Подлинник иконописный , 36.

[17] монограмма «АК», ДМКДУ

[18] УИХМ

[19] Горстка, А. Н., "Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича," ПКНО , 1999, М., 2000, 301-314.

[20] ГВСМЗ

[21] "Искусство земли Владимирской: Кат. выст.," ГВСМЗ , М., 2002, 83, кат. 41.

[22] См., напр.: Ровинский, Народные картинки , т. 3, 621.

[23] РГБ

[24] ЦМиАР

[25] Cобр. В. А. Бондаренко.

[26] И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Альбом-кат. , М., 2003, 497-504, кат. [57].

[27] ГРМ. Опубл.: "Рус. мон-ри: Искусство и традиции," ГРМ , СПб., 1997, 169.

[28] РГБ

[29] Мостовский, М. С., Храм Христа Спасителя [Сост. заключ. части Б. Споров], М., 1996п., 85.

[30] Живопись конца 1860-х-70-х годов работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970-х годах.

[31] Ризница Троице-Сергиевой Лавры .

[32] Алдошина, Н. Е., Благословенный труд , М., 2001, 231, 236.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.