Значение слова ПОСТ в Православной энциклопедии Древо

ПОСТ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Пост – время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения.

Установление поста

По словам святителя Василия Великого : « Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам : «от древа познания добра и зла не ешь» ( Быт. 2, 17 ). А сие: «не снесте» есть узаконение поста и воздержания » [1] .

Позже заповедь о посте была закреплена законодательно, в форме однодневных постов, приуроченных к определенным дням: « И было ко мне слово Господа Саваофа : так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир » ( Зах. 8, 18 -19). Когда же отдельного человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы снискать милость у Бога: « И сказал Давид : доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? » ( 2 Цар. 12, 22 ); « И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле » ( Дан. 9, 3 ); « Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас » ( 1 Езд. 8, 23 ). Благочестивому сознанию древних было очевидно, что молитва к Богу приобретает сугубую силу, когда человек, молясь, приностит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий.

Сам Спаситель освятил пост Своим примером, перед началом Своего общественного служения: « Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола , и, постившись сорок дней и сорок ночей » ( Мф. 4, 1 -2). В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ этого Господня поста, по той же причине и Рождественский пост длится 40 дней.

О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: « Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их » ( Деян. 13, 2 ); « Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали » ( Деян. 14, 23 ).

Современная практика

Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель – сплошных седмиц , а также в праздник Воздвижения Креста Господня , день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники .

Многодневные посты:

Великий пост ;

Петров пост – начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля);

Успенский – с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа;

Рождественский (Филиппов) – с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января).

Великий пост , а также посты в среды и пятницы являются каноническими – см. 69 правило св. Апостолов . Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав , впоследствии распространившийся и на мирян .

Виды поста по возрастанию степени строгости:

разрешается рыба

вареная пища с елеем (растительным маслом)

вареная пища без елея (сухоядение) [2] .

воздержание от пищи

При всех степенях поста исключается пища животного происхождения: молочные и мясные продукты, яйца. Важное значение имеет и определенное ограничение в количестве потребляемой пищи.

Телесный пост предусматривает также воздержание от супружеских отношений накануне однодневных постов и в течение многодневных, в эти дни также не совершается венчание .

Духовный пост

"Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды... всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищия бескровные введем в домы – да приимем от Христа Бога велию милость" (песнопение Великого поста).

Телесный пост без духовного не приносит никакой пользы, напротив, вредит человеку. Духовный пост пост подразумевает работу над собой, усиление молитвы и духовной борьбы, он накладывает ограничения на развлечения (телевизор и т.п.), освобождая время для помощи ближним и молитвы.

Допустимые послабления

Послабления в посте допускаются для больных, беременных и кормящих, занимающихся тяжелым физическим трудом, путешествующих и т.п. Следует помнить, что чрезмерный пост вреден для христианина: "мы должны быть страстеубийцами, а не телоубийцами, последнее может быть вменено и в самоубийство, если делаем по страсти чрез силы" [3] .

Святые отцы и подвижники благочестия о посте

О необходимости поста

Св.прав. Иоанн Кронштадтский Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими [Лк. 21, 34], а чрез то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий [4] .

Свт. Игнатий (Брянчанинов) Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко в уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум... должен прежде всего подчиняться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела [5] .

Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние [6] .

Но при всяком употреблении пищи, и редком и частом, строго воспрещается пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам и отворяет дверь другим плотским страстям [7] .

Древний Патерик Еще сказал [авва Исаия]: возненавидь все в мире и спокойствие телесное, ибо это сделало тебя врагом Бога. Как человек, имеющий врага, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, а не покоить его [8] .

Пост - не только "диета"

Свт. Игнатий (Брянчанинов) Под именем поста должно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний [9] .

О вреде неумеренного поста

Свт. Игнатий (Брянчанинов) Неумеренный пост …не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объедению, часто впадает в страсть превозношения и гордости [10] .

Как должно остерегаться от пресыщения, точно так должно остерегаться и от излишнего воздержания. Излишнее воздержание ослабляет тело, уничтожает в нем бодрость и свежесть, необходимые для трезвения [11]

Господь сказал: суббота бысть человека ради, а не человек ради субботы. Сие должно разуметь и о посте. Почему, находясь в крайней немощи и не имея нужды удручать тело, а напротив, имея нужду укреплять оное, нисколько не усомнитесь употреблять уху из рыбы во время нынешней Святой Четыредесятницы [12] .

Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда [13] .

Использованные материалы

Ответ свящ. Афанасия Гумерова, рубрика "Вопросы священнику", Православие.ру , 23 марта 2004:

http://www.pravoslavie.ru/answers/6309.htm

[1] Свт. Василий Великий, Творения , Минск, 2003, 96.

[2] Иногда под сухоядением понимают более строгую степень поста - употребление пищи, состоящей из неподвергшихся термической обработке продуктов. В основном это сырые и высушенные овощи и фрукты, хлеб, квашеные овощи и грибы, мед и орехи.

[3] Нам оставлено покаяние. Письма игумена Никона (Воробьева), П.279

[4] Моя жизнь во Христе, слово 980.

[5] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 1. О посте. - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=133

[6] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 1. О посте. - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=133

[7] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 1. О посте. - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=133

[8] Древний Патерик , гл. 1, 10. - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=102

[9] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 2., с. 143

[10] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 1. О посте. - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=133

[11] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч., том 5, с. 270

[12] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 150 (242, 81) 1846 г.

[13] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 402 (528) 1847 г.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.