Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Смирнов Иван Михайлович ( 1879 - 1937 ), протоиерей , священномученик .
Память 27 ноября , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников .
Родился 25 января 1879 года в селе Лопасня [1] Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Михаила Смирнова, который умер еще до рождения сына. Чтобы прокормить семью, матушка отца Михаила поехала в Москву к своему брату священнику, который помог ей устроиться просфорницей в Ильинский храм на Воронцовом Поле ; наряду с этим она еще и шила на дому.
В 1893 году окончил Заиконоспасское духовное училище .
В 1899 году окончил Московскую Духовную семинарию . По её окончании был учителем и законоучителем в церковно-приходской школе.
В 1901 году он был рукоположен в сан диакона и служил в Москве при Вознесенской церкви на Большой Серпуховской улице .
С 27 января 1904 г. стал законоучителем Зарядского городского женского училища, а с 17 февраля 1905 г. - законоучителем во 2-м Арбатском городском женском училище.
В 1907 году поступил в Московскую Духовную академию , которую окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия. Ярко характеризует отца Иоанна тот факт, что все его научные труды были связаны с аскетической литературой. Не будучи монахом, имея семью, батюшка, тем не менее, более всего интересовался вопросами серьезной духовной жизни, православной аскезы. Диссертацию он посвятил Синайскому патерику, тогда как, в основном, студенты Духовной Академии пишут диссертации о пастырской жизни, служении священника. Диссертация же о. Иоанна посвящена жизни монашеской. Синайский патерик - одна из древних святоотеческих книг, в которой повествуется о жизни Синайских отцов, приводятся их изречения. За годы обучения, пока о.Иоанн готовил диссертацию, он, наверное, выучил этот патерик наизусть. И святоотеческие заповеди стали заповедями его жизни, по этим заповедям, по словам древних старцев-подвижников он стал строить жизнь. Диссертацию о. Иоанн защитил успешно.
5 июня 1911 года был рукоположен в сан священника. К тому времени у него уже было двое детей.
С 1911 по 1918 год занимал кафедру славистики в Московской Духовной академии. Был преподавателем церковнославянского и русского языков с палеографией. При этом он продолжал работу над своей диссертацией, готовя ее уже как магистерскую, профессорскую. В это время он опубликовал несколько статей в духовных журналах, которые опять-таки были посвящены монашеской литературе и монашеской духовной традиции: другому Патерику, который называется "Лимонис" и такой теме, как "Значение Афона в истории Сербской Церкви". Ему также принадлежит указатель описаний славяно-русских рукописей, и несколько статей на церковно-богословские темы.
25 апреля 1918 года получил степень магистра богословия за работу "Синайский патерик в древнеславянском переводе". Во время работы над своей диссертацией он сделал ряд церковно-исторических открытий и был удостоен Макарьевской премии. 17 мая стал доцентом кафедры.
26 июня 1918 года стал экстраординарным профессором (сверх штата).
После закрытия в 1919 году Московской Духовной академии отец Иоанн стал служить в городе Бутурлиновка Воронежской губернии, где спасался с семьей от голода и эпидемий.
С 1923 года стал служить в Свято-Духовской церкви, что на Лазаревском кладбище в Москве, был приглашен настоятелем храма прот. Ильей Гумилевским, знавшим его по МДА . В 1925 году он стал настоятелем этого храма. В один из воскресных дней 1932 года храм был внезапно оцеплен милицией, настоятелю объявили о его закрытии и конфискации имущества.
С 1932 года он служил в Тихвинской церкви, что в Сущеве .
25 марта 1935 года был переведен в Троицкую церковь на Пятницком кладбище .
30 декабря 1935 года он был назначен на служение в Знаменскую церковь у Крестовской Заставы .
Здесь отец Иоанн прослужил до своего ареста 22 ноября 1937 года. В тот же день священник был допрошен. – Кого вы знаете из священников, которые арестованы за контрреволюционную деятельность, и назовите их фамилии. – Я знаю Бориса Павловича Ивановского , который служил в церкви святителя Григория Неокесарийского священником. Сейчас он арестован за контрреволюционную деятельность. С ним я был знаком и поддерживал связь до его ареста, знаю его как бывшего сослуживца на Пятницком кладбище. – Имеете ли вы связь с заграницей и с кем именно? – Я связей с заграницей не имел и не имею. – Следствию известно, что вы являетесь участником контрреволюционной группы и проводили антисоветскую пропаганду среди верующих. Признаете ли вы себя в этом виновным? – Я в контрреволюционной группе не состоял и контрреволюционную агитацию не проводил. Со священником Ивановским знаком, с ним связь поддерживал как с бывшим сослуживцем, который в данное время арестован органами НКВД.
7 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Иоанна к расстрелу за "контрреволюционную фашистскую агитацию". (В следственном деле имеется ряд интересных документов, говорящих о том, как было сфабриковано следственное дело).
10 декабря 1937 года, в день престольного праздника Знаменской церкви, где служил протоиерей Иоанн, он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2002 года для общецерковного почитания.
Тропарь, гл.2
Священномучениче Иоанне,/ не всуе ты в писаниях отеческих/ прилежно поучался еси;/ от юности смирение и кростость возлюбив,/ и пред мучители Христа бесстрашно проповедал еси./ Тем же и мы, чтущии страдания твоя,/ яко теплаго заступника прилежно молим тя:/ испроси нам разума и крепости/ словесы и делы исповедати Христа// и моли спастися душам нашим.
Кондак, гл.3
Кротость и незлобие твои,/ отче Иоанне,/ и отеческим учением последование,/ яко лествица небовосходная/ возведоша тя к духовному преспеянию/ и ко иже за Христа страданию,/ и венец сугубый исходатаиша ти,/ сего ради молим тя:/ научи и нас, тя почитающих,/ крест свой взяти и за Господом идти// и моли спастися душам нашим.
Использованные материалы
Голубцов С., протодьякон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 53–55.
http://193.233.223.18/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
http://www.fond.ru/book/me_book7.htm
[1] Ныне г. Чехов
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент