Значение МОНИГЕТТИ ИППОЛИТ АНТОНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МОНИГЕТТИ ИППОЛИТ АНТОНОВИЧ

архитектор (1819—78), род. в Москве. Пройдя блестящим образом курс московского Строгановского училища технического рисования, в 1834 г. поступил в воспитанники Имп. акд. худ., в которой главным его наставником по архитектуре был проф. А. П. Брюллов. В 1839 г. за проект театрального училища М. награжден мал. зол. медалью, но по болезни не конкурировал на получение большой такой же медали и, вышед из акд. с званием художника XIV кл., для поправления своего здоровья отправился в чужие края. Пробыв довольно долго в Италии и посетив после того Грецию и Восток, усердно изучал в этих странах памятники зодчества, чертил их детали и таким образом составил богатое собрание любопытных рисунков, которые по возвращении его в СПб. в 1847 г. доставили ему звание академика. Часть этих рисунков поступила потом в архитектурный класс акд., как драгоценный материал для изучения стилей, преимущественно же орнаментистики. Строительная деятельность М. по его приезде в отечество началась с поступления его на должность главн. архитектора Имп. царскосельских дворцов — сооружением грациозной купальни в виде турецкой мечети на большом пруде, отделкой дворцовых цветочных оранжерей, устройством двух мостиков в парке Царского Села и постройкой нескольких барских дач в этом городе. Затем им были выстроены в СПб. дома для г. Новосильцева, гр. Апраксиной, кн. Воронцова (на Мойке), гр. П. С. Строганова (на Сергиевск. ул.), г-жи Ниротморцевой и др. Получив в 1858 г. профессорский титул как художник, уже заслуживший почетную известность, М. занялся возведением по своим проектам различных зданий на имп. даче Ливадия в Крыму, в том числе необыкновенно изящной церкви византийского стиля. В 1864 г. он сочинил проект правосл. црк. в Веве, в Швейцарии, после чего производил отделку нескольких парадных комнат Аничковск. дворца в СПб. по случаю приспособления его к резиденции наследника цесаревича, впоследствии императора Александра Александровича (здесь особенно удачно декорированы лестница во вкусе Людовика XVI, гостиная во вкусе Людовика XIV и библиотека в позднероманск. стиле). В 1869—73 гг. М. был занят по поручению Морск. министерства внутренним убранством имп. яхт "Держава" и "Ливадия", представлявших чудеса современного комфорта и роскоши. Дальнейшие его работы состояли в постройке барского дома в курском поместье кн. В. И. Барятинского, возобновлении имп. дворца в Скерневицах близ Варшавы и составлении проекта здания для Политехнического музея в Москве. Последний из этих трудов не позволила художнику окончить тяжкая болезнь, сведшая его в могилу. М. был отличный архитектор-практик, но он оставил по себе память в истории русского искусства преимущественно как орнаментист и сочинитель рисунков для художественно-промышленных производств. По этой части он трудился с особенной любовью, почти беспрерывно, снабжая русских мастеров и фабрикантов рисунками для их изделий и сочиняя для возводимых им дворцов и церквей чертежи различной утвари, согласной с характером и стилем этих зданий. Своим примером он возбуждал в молодых художниках охоту работать в том же направлении и образовал группу учеников, подобно ему, способствовавших новейшим успехам русской орнаментистики.А. С—в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.