Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Василид (+ ок. 130 ), гностик .
Родом сириец , переселился из Антиохии в Александрию , где проповедовал свое учение (в 125 — 130 гг.), а под конец жизни посетил Персию .
По утверждению самого Василида и его последователей, он был учеником Главкия, переводчика апостола Петра [1] . Ипполит Римский сообщает, что Василид был слушателем апостола Матфея [2] . Источником своей системы он признавал "мудрость варваров"; во время своего пребывания в Александрии он познакомился с греческою философией и в особенности находился под влиянием Аристотеля .
Учение
Об учении Василида можно судить главным образом по цитатам и свидетельствам ересиологов. Так о нем сообщают Ириней Лионский , Климент Александрийский , Ипполит Римский , Епифаний Кипрский .
Найденное в 1842 г. (и в первый раз изданное в 1851 г.) сочинение: κατά πασων αίρέσεων έλεγχος (прежде известные из него отрывки, под названием φιλοσοφούμενα, приписывались Оригену , теперь же это сочинение большинством ученых приписывается св. Ипполиту , хотя на этот счет и могут еще быть сомнения) излагает систему Василида совершенно в другом виде, чем она была известна до того, главным образом, по изложению Иринея (из которого черпали последующие ересеологи). Происходит ли это различие от того, что Ириней излагает более раннюю (антиохийскую), а Ипполит более позднюю (александрийскую) систему Василида, или же от того, что эти писатели обращали особое внимание на разные стороны одной и той же системы, — решить с достоверностью невозможно, так как собственные сочинения Василида (из коих главное — 24 книги объяснения на Евангелие) до нас не дошли. Во всяком случае, в изложении Ипполита учение Василида представляется и более оригинальным, и более осмысленным.
Учение это представляет собой гностическую систему , в которой признается верховное начало, от которого происходят 7 эонов. Абсолютное начало определяется у Василида только отрицательно. Оно не есть что-нибудь, оно неизреченно. Впрочем, и все действительно существующее не может быть выражено словом, не может быть названо; ибо всякое слово (не исключая и имен собственных) указывает только общие роды и виды, а не действительные, индивидуальные существа, — всякое именование есть только условный намек на бытие, а не действительное его выражение. Если, таким образом, все подлинно существующее неизреченно, то абсолютное начало есть неизреченное по преимуществу. Само по себе, в своей собственной актуальности, оно не имеет ничего общего с чем бы то ни было, ото всего отрешено. Но не будучи актуально ничем, оно есть все потенциально, т. е. имеет в себе возможность всякого бытия. Эту универсальную потенцию, принадлежащую абсолютному началу, Василид называет панспермией , потому что в ней содержатся невидимым образом все бесконечные формы и способы бытия, подобно тому, как в семени дерева содержатся и ствол, и корни, и ветви с листьями, цветами и плодами. Актуальное проявление всего этого потенциального многообразия обусловлено тройною, или трехчастною, филиацией (υίότης τριμερής) или различением трех главных видов бытия: "тонкого" (το λεπτομερές), т. е. идеального; "грубого" (τόπαχυμερές), т. е. материального, и "требующего очищения" (τόο άποκαθάρσεως δεόμενον), т. е. духовного. "Тонкое" идеальное бытие "поднимается кверху" и соединяется непосредственно с абсолютным сверхсущим божеством, а "грубое" материальное "оседает книзу" и образует видимый мир. Но под оболочкой вещественных форм сохраняется семя духовной жизни, "нуждающейся в очищении". Первый владыка и глава мира — "Архонт", и второй — "Димиург", которым повинуются 365 астральных ангелов, управляющих таким же числом звездных сфер — ничего не знали об этой высшей духовной потенции, пока она не проявилась в воплощении Христа , привлекшего к себе силу Духа Святого , соединяющего низший мир с высшим. Как сосуд, наполненный прежде ароматами, и пустой сохраняет в себе благоухание, так материальный мир, в начале (в "панспермии") соединенный с идеальным, сохраняет в себе благоухание идеи и по отделении от нее. Это благоухание Духа Святого, бессознательно присущее материальному миру, становится сознательным во Христе, который возвещает миру "Евангелие", т. е. открывает низшему миру истину абсолютного и идеального бытия. Услышав эту благую весть, владыка видимого мира (Архонт), считавший себя дотоле верховным существом, испытывает удивление и страх, а затем вразумляется и понимает свое подчиненное значение, как сказано: "Начало премудрости — страх Господень". Просвещенные Евангелием, духовные существа очищаются познанием истины и возносятся вслед за Христом в сферу идеального и абсолютного бытия, а материальный мир, выделив из себя скрытый в нем духовный элемент, составлявший причину его томления и беспокойного движения ("вся тварь стенает и мучится доныне, ожидая откровения славы Сынов Божьих"), приходит в состояние полного равновесия, погружается в блаженное неведение, или невинность (αγνοια), где всякое существо, не зная ничего высшего, довольно своими пределами и своим назначением — тогда как во время мирового процесса, когда духовный элемент смешан с материальным, существа и того и другого рода находятся в мучении, подобно птицам, погруженным в воду, или рыбам, поднятым на воздух. Василидово учение было весьма распространено в свое время, о чем свидетельствует обилие различных амулетов с надписью αβραξας — условное обозначение для совокупности астрального мира по Василиду (этот мир состоит из 365 сфер, а сумма букв слова αβραξας, в их цифровом значении, равняется 365).
Нравственная сторона учения Василида мало известна.
Василид написал собственное гностическое Евангелие и составил к нему комментарий.
Последователей его называют василидианами .
Использованные материалы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Березин И. Н., Русский энциклопедический словарь, Том IV, С.-Петербург, 1874
Протоиерей Иоанн Мейендорф, Введение в святоотеческое богословие
[1] Климент Александрийский , Строматы, VII, 17 (106:3)
[2] Опровержение всех ересей, VII, 20, 1
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент