Значение РОССИЯ. ИСТОРИЯ: МАЛОРОССИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

РОССИЯ. ИСТОРИЯ: МАЛОРОССИЯ

Историография. Интерес к изучению малорусской истории стал пробуждаться среди малороссов во второй половине XVIII века. Попытки изложения малорусской истории были, впрочем, и раньше, но они носили только летописный характер. Таковы летописи Самовидца, Самоила Величка, Григория Грабянки. Толчок к изучению истории Малороссии дали события, связанные с последними годами гетманства Разумовского, началом управления Малороссией Румянцева и Екатерининской комиссией для составления нового уложения. Правительство, задумав реформировать малорусский строй, стремилось привести его в известность и показать несостоятельность его в жизни. Это вызвало со стороны малорусских патриотов защиту старых учреждений и основ жизни с исторической точки зрения. Одним из первых между ними был Григорий Полетика. Ему принадлежит большое собрание документов, относящихся к истории Малороссии, большая часть которого находится в настоящее время в библиотеке Киевского университета. Часть бумаг Полетики приобретена В. В. Тарновским и находится в его собрании ("Киевская старина", 1891, том 33, стр. 97). Кроме "Возражения на наставление малороссийской коллегии депутату Дмитрию Натальину" ("Чтения в Обществе истории и древностей", 1851, III) и "Мнения на читанный в комиссии проект правам благородных" ("Сборник Русского исторического общества", том XXXVI), Полетикой был составлен до сих пор еще не напечатанный сборник "прав и привилегий малорусского шляхетства" (библиотека Киевского университета). С его именем соединяется также составление "Истории руссов", которую долго приписывали преосвященному Георгию Конисскому. После Полетики собирателем исторических документов в Малороссии XVIII века занимался А. И. Чепа, богатое собрание которого погибло; частью его пользовался позже Бантыш-Каменский ("Киевская старина", 1890, том XXIX; 1891, том XXXII; 1893, том XL), затем В. Г. Полетика ("Киевская старина", 1893, том XL). Ф. В. Туманский напечатал в своем "Российском магазине" "Летописец Малыя России", а В. Г. Рубан издал в 1777 г. "Краткую летопись Малыя России с 1506 по 1776 г". Ко второй половине XVIII века относится также "Краткое описание о козацком малороссийском народе" Петра Симоновского, "Летописное повествование о Малой России " Ригельмана (оба труда изданы О. М. Бодянским) и "Черниговского наместничества топографическое описание" А. Шафонского, первая часть которого посвящена истории. В 1798 г. Я. М. Маркевич издал "Записки о Малороссии, ее жителях и произведениях", представляющие собой результат очень серьезного и добросовестного изучения (см. "Киевская старина", 1894, том 47, стр. 351). В начале XIX века В. Ломиковский собирает "припасы для малороссийской истории", надеясь, что кто-нибудь займется их обработкой; он же составляет "Словарь малорусской старины", где объяснены многие предметы старого малорусского строя ("Киевская старина", 1894, июль). М. Ф. Берлинский деятельно занимается исследованием различных вопросов, преимущественно археологического и топографического характера ("Киевская старина", 1896, том 55). В 1805 г. явилось в свет "Историческое известие о возникшей в Польше унии", Н. Н. Бантыша-Каменского, не потерявшее значения и до сих пор, а в 1822 г. — "История Малой России ", Д. Н. Бантыш-Каменского, переизданная с изменениями в 1830 г. (см. Карпов, "Критический обзор разработки главных русских источников, до Малороссии относящихся", глава II). Это был первый систематический обзор истории Малороссии, имевший, несмотря на все свои недочеты, большое значение в разработке малорусской истории. Почти в одно время с Бантыш-Каменским писал свою "Историю Украины" и А. И. Мартос, но сочинение его осталось ненапечатанным, за исключением только двух отрывков в "Северном архиве" 1822—23 г. ("Киевская старина", 1895, февраль). В 1842—43 г. издал свою "Историю Малороссии" Н. Маркевич; но сочинение это, основанное главным образом на малодостоверной "Истории руссов", лишено серьезного научного значения. С 1830-х годов строго-критические статьи М. А. Максимовича кладут начало действительно научному изучению малорусской истории. В 1843 г. при генерал-губернаторе Бибикове в Киеве была учреждена "Комиссия для разбора древних актов", издавшая множество документов и затронувшая много вопросов, преимущественно, по истории правобережной Малороссии. Санкт-Петербургская археологическая комиссия издает в высшей степени важные для истории Малороссии "Акты Западной России" и "Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России"; немало сделала и комиссия виленская (см.). Очень многим обязана малорусская историография О. М. Бодянскому, который в бытность свою секретарем Московского общества истории и древностей напечатал в "Чтениях" этого общества множество важных материалов по истории Малороссии. В 1850-х годах М. О. Суднико издает "Материалы для отечественной истории" и "Топографическое описание черниговского наместничества", П. А. Кулиш — "Записки о Южной Руси", В. М. Белозерский — "Южно-русские летописи". Появление в свет новых памятников и документов вызвало и новые труды по истории Малороссии. В 1848 г. С. М. Соловьев напечатал "Очерки истории Малороссии до соединения ее с Великой Россией" ("Отечественные записки", 1858—49). С конца 1850-х годов систематическим занятиям малорусской историей посвящает себя Н. И. Костомаров; его монографии обнимают собой время от начала казачества до первой половины XVIII века (Богдан Хмельницкий, Выговский, Юрий Хмельницкий, Руина, Мазепа и Мазепинцы и др.). В конце 1850-х же годов начинают появляться в свет и труды по истории Малороссии А. М. Лазаревского ("Посполитые крестьяне", "Очерки малорусских фамилий", "Полуботок" и др.). Особенно усиливается малорусская историография с начала 1860-х годов. Этому способствовали общее настроение эпохи, пробуждавшее у интеллигенции любовь к народу, интерес к его настоящему и прошедшему. Центром научной разработки малорусской истории становится теперь Киев. Всего более сделала для нее "Комиссия для разбора древних актов", где с 1863 по 1882 — й год первенствующую роль играл профессор Киевского университета В. Б. Антонович. В предисловии к целому ряду томов "Архива юго-западной России", издаваемого комиссией, появился ряд трудов его о казачестве, крестьянстве, городах, шляхте в Юго-Западном крае. Часть этих трудов потом вошла в I-й том его "Монографий по истории западной и юго-западной России". В "Архиве" печатали также свои труды Ф. Г. Лебединцев (о Мелхиседеке Значко-Яворском), С. А. Терновский (о подчинении Киевской митрополии московскому патриархату), И. П. Новицкий (о крестьянах в юго-западной России в XVI-XVII веках), О. И. Левицкий (о церковно-религиозных отношениях в юго-западной Руси в XVI-XVII столетиях), в более позднее время М. Ф. Владимирский-Буданов, заступивший с 1882 г. в комиссии место В. Б. Антоновича (о колонизации юго-западной России), С. Т. Голубев (памятники литературной полемики южно-русов с латино-униатами) и др. Немало содействовали разработке малорусской истории и Киевская духовная академия (труды И. И. Малышевского, Ф. Терновского, П. А. Лашкарева, Н. И. Петрова, С. Т. Голубева и др.), недолго существовавший Юго-западный отдел Географического общества, издавший, между прочим, сочинения М. А. Максимовича, и Историческое общество Нестора летописца, в "Чтениях" которого печатались исторические материалы (Н. П. Дашкевич, "25 — летие Исторического общества Нестора летописца"). В 1882 г. основана "Киевская старина" (см.), главный в настоящее время орган по разработке малорусской истории. С основанием в 1880-х годах в Харькове Историко-филологического общества последнее пришло на помощь Киеву в разработке малорусской истории и в своем "Сборнике" поместило немало статей и документов по малорусской истории (Д. И. Багалея, Д. П. Миллера, В. А. Мякотина, М. М. Плохинского, А. А. Русова и др.). С занятием кафедры русской истории во Львове профессором М. С. Грушевским "Записки наукового товариства имени Шевченка" сделались важным пособием для изучения Малороссии, преимущественно правобережной. Из отдельных трудов, помещенных с 1880-х годов в разных журналах, важны: "Следы общинного землевладения в левобережной Украине в XVIII веке" ("Отечественные записки", 1882), "Сябры и сябренное землевладение в Малороссии" ("Северный вестник", 1889), "Займанщина и формы заимочного владения в Малороссии" ("Юридический вестник", 1890) — профессора Лучицкого, "О магдебургском праве в левобережной Малороссии" ("Журнал Мин. народн. просв.") — профессора Багалея, о прикреплении крестьян ("Русское богатство") — В. А. Мякотина; "Крестьянское землевладение в Полтавском уезде"; о происхождении малорусского дворянства ("Вестник Европы") — А. Я. Ефименко, о малорусском духовенстве ("Чтения в Обществе истории и древностей", 1899) — В. Эйнгорна. Ср. А. Лазаревский, "Опыт указателя источников для изучения малороссийского края", Г. Ф. Карпов, "Критический обзор разработки русских источников, до истории Малороссии относящихся" (Москва, 1870); А. Н. Пыпин, "История русской этнографии" (т. III); В. С. Иконников, "Опыт русской историографии"; Д. И. Багалей, "Новый историк Малороссии"; О. И. Левицкий, "Пятидесятилетие киевской комиссии для разбора древних актов"; Н. П. Дашкевич, "25 — летие Исторического общества летописца Нестора".История Малороссии. Территория. Под именем Малороссии разумеются обыкновенно нынешняя Черниговская и Полтавская губернии, но в историческом смысле понятие Малороссии гораздо шире; она обнимала собою, сверх того, теперешний Юго-Западный край (т. е. губернии Киевскую, Подольскую и Волынскую), заходя порой и в теперешнюю Галицию, Бессарабию, Херсонщину. Рекой Днепром Малороссия делилась на правобережную и левобережную. На указанной территории в удельно-вечевой период существовали княжества Чернигово-Северское, Переяславское, Киевское, Волынское, Подольская земля, отчасти княжества Галицкое и Туровское. Татарское нашествие разорило и обессилило территорию позднейшей Малороссии. Количество населения уменьшилось до того, что Погодин выставил гипотезу, будто бы все оно ушло куда-то на север, а на место его явилось новое население из-за Карпат. Но М. А. Максимович в своей статье "О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево и населении ее новопришлым народом" ("Сочинения", том I), а вслед за ним В. Б. Антонович в статье "Киев, его судьба и значение с XIV по XVI столетие" ("Монографии", I) рядом фактов доказали, что полного запустения малорусской территории после татарского нашествия не было, что население ее никуда не уходило и никакой народ в южную Русь не переселялся, хотя частичной колонизации отрицать нельзя. После Батыева нашествия, когда власть русских князей на юге ослабела, южная Русь подпала под власть Литвы (см. Литовско-русское государство), а когда Литва по Люблинской унии 1569 г. окончательно соединилась с Польшей — то под власть Польши. При литовских князьях возникло казачество, с появлением которого и начинается политическая жизнь малорусского народа.Теории происхождения казачества. Вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической литературе. В XVII веке он разрешался путем филологии. Находя сходство в созвучии слов козак и коза, поляки Пясецкий и Коховский объясняли, что казаками назывались те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки, как козы. В XVIII веке таким же внешним филологическим путем, основываясь на созвучии в названиях, начинают видеть в казаках остатки или потомков различных народов. Грабянка, а за ним Ригельман производили казаков от хазар; Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимирович поселил в XI веке в Черниговщине. По мнению Татищева, в Египте был город Черказ ( от него и казаки впоследствии у русских людей назывались черкасами), жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами. Из Кавказа выводил казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании (область на Кавказе) с латинским словом hircus — козел. Польский историк Духинский и поэт Падурра создали в своей фантазии целый народ с именем казаков. Кроме филологических, были и другие попытки объяснить происхождение казаков. Польский историк Кромер и русский князь Щербатов видели в казаках остатки половцев, Вольтер в "Histoire de Charles XII" — остатки татар, Карамзин, Соловьев, Миллер, Самчевский, Броневский — потомков тюркского племени, жившего на юге России и известного под именем черных клобуков. Доказать реальную связь между казаками и этими народами невозможно: сведения о черных клобуках и половцах прекращаются с XIII века, известия же о казаках начинаются с XVI. Правильнее объяснять происхождение казачества условиями жизни того народа, из которого вышли казаки. Уже в XVI веке польский летописец Мартын Бельский, дядя которого был первым старшиной в казацком войске в начале XVI века, говорит, что казачество выделилось из народа благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц. Взгляд Бельского разделял и французский инженер Боплан, около 20 лет пробывший на Украине и смотревший на казачество как на класс рыцарей, а также и украинский летописец Самоил Величко. Костомаров считает казаков за мещан, которые ходили сначала на юг на промыслы; условиями жизни они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни. Карпов и Тумасов связывают казачество с княжеской дружиной, профессор Н. П. Дашкевич — с Болоховской землей, профессор П. В. Голубовский — с "бродниками", которые еще в княжеские времена занимали степные места. В 1863 г., в "Архиве юго-западной России ", профессор В. Б. Антонович высказал мысль, от которой впоследствии, после резкой критики М. А. Максимовича, решительно отказался, о связи казачества с древнерусскими вечевыми общинами. Мнение Максимовича ("Сочинения", том I), к которому в последнее время примкнул и которое наиболее полно обосновал В. Б. Антонович в своей статье "Киев, его судьба и значение в XIV—XVI веках", сводится к следующему. В литовском государстве вся земля считалась собственностью правительства и была поделена на службы, по 200 десятин приблизительно в каждой. Службы эти раздавались всякому желающему под условием выставлять с каждой службы по одному вооруженному воину. Не исполнялось это условие — служба отбиралась. Одно лицо могло владеть несколькими службами. Вся территория Литовского княжества была поделена на земли и поветы. В каждом повете был замок, в котором сидел поветовый староста, соединявший в своих руках роль главного администратора, судьи и войскового начальника. На обязанности старост пограничных поветов лежала защита границ от нападений неприятеля. В конце XV века крымский хан Менгли-Гирей разорил Южную Украину. Остатки жителей, не перебитых или не захваченных в плен, убежали на север, в Волынь и Полесье. Обширное пространство земли в поветах Киевском, Переяславском, Каневском, Черкасском, Брацлавском и Винницком оставалось пустыней; не находилось людей, которые бы хотели брать там "службы". Пограничные старосты для защиты границ стали раздавать "службы" или сельским общинам, или отдельных лицам не шляхетского происхождения, с обязанностью нести военную службу: отсюда и возникло казачество. Первое упоминание о казаках встречается в конце XV века в хронике Бельского, который говорит, что в 1481 г., во время похода поляков против татар, проводниками поляков были казаки. В 1491 г. на Галицком Подолье произошло восстание селян против шляхты; Кромер и Бельский говорят, что во главе восставших был казацкий атаман Муха. В документах казаки упоминаются в первый раз в 1499 г., когда в "привилее", данном великим князем Александром городу Киеву, было определено, какое мыто мещане должны брать с казаков за рыбальский промысел. В новейшее время теорию, высказанную в 1863 г. В. Б. Антоновичем, снова выдвинул И. М. Каманин в труде своем "К вопросу о казачестве до Богдана Хмельницкого" (Киев, 1894). Казачество, по его мнению, — "исконное землевладельческое и земледельческое туземное южно-русское население, сознающее свою национальную особность и преданное своей вере, которое, признав сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под владычество Литвы, при вторжении в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению, к выработке собственных форм; но вследствие отсутствия сильной центральной власти, соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных смут внутри оно вынуждено было развиваться лишь в многосторонней, обессиливавшей его борьбе, которая и составляет отличительную черту казацкой истории". Мнение И. М. Каманина подверг критике М. К. Любавский в статье "Начальная история малорусского казачества" ("Журнал Министерства народного просвещения" 1895, VII). По мнению М. К. Любавского, "история малорусского казачества не представляет процесса, отличного от того, какой представляет история великорусского казачества. Как в Великороссии, так и в Малороссии казак является сначала отхожим промышленником, ищущим заработков на стороне, чаще всего на степном приволье. Это степное приволье притягивает к себе выходцев из разных местностей Руси, чаще всего из окраинных. Выходцы в видах самозащиты группируются в вооруженные товарищества вокруг отдельных вожаков — атаманов. С течением времени степи начинают колонизоваться этими выходцами, которые устраиваются в них на постоянное житье, сохраняя свою военную и общинную организацию. В степях появляются казацкие хутора, казацкие слободы, являются домовитые казаки, начинается земледелие. Так было и в бассейне Днепра, так и в бассейне Дона. Казаки — не остатки каких-то древнеславянских вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооруженные артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотой степей. С пограничья шло в степь больше всего народа, но и внутренние области государства давали в казачестве известный процент Весьма вероятно, что самое слово "казак" зародилось в тюрко-татарской сфере и отсюда перешло и в генуэзские колонии, и на Русь для обозначения добычника, степного промышленника, человека, живущего отхожими промыслами. С течением времени оно стало прилагаться к тому разряду людей, которые в наших летописях и венгерских грамотах называются бродниками... Как казацкое землевладение не было исконным фактом, а развивалось с течением времени, так и казацкая автономия, казацкая политическая свобода не была исконным фактом, а развивалась с течением времени".Казачество до Богдана Хмельницкого. В начале XVI века количество казаков значительно увеличилось. Они не только обороняют край от татар, но и сами делают на них нападения. Позднейшие летописи называют за это время нескольких гетманов; по мнению В. Б. Антоновича, эти были, вероятно, старосты. Староста черкасский и каневский Остап Дашкевич одержал значительную победу над татарами и предлагал литовскому великому князю дать казакам организацию; но его не послушали. Когда число казаков увеличилось, они стали оборонять не только границы государства, но и те земли, куда они ходили на промыслы и которые назывались поэтому "уходами". Люди, ходившие туда на промысел, обязаны были по возвращении домой давать десятину заработка старостам. Последние были, таким образом, заинтересованы в обороне "уходов". В половине XVI века староста каневский и черкасский Дмитрий Вишневецкий для защиты уходов организовал контингент казаков, по очереди ходивших вниз по Днепру. Там, на Хортице или на Томаковском острове, они построили крепость, которая сделалась зерном Запорожской Сечи (см.). Для истории казачества и малорусского народа вообще особое значение имела Люблинская уния. Польское право и польские порядки стали распространяться на Литву и на Малороссию. Польша не знала свободного сельского населения, между тем как в Литве около 9/10 крестьян были вольными хлебопашцами. С введением в Литве польского права они подлежали обращению в крепостных. Казаки еще менее укладывались в государственный строй, чем свободные крестьяне; а между тем уничтожить их не было возможности. Король Стефан Баторий стремился организовать казачество уже существующее, свести число его до минимума и положить предел дальнейшему его росту. Он разделил казаков на 6 полков по 1000 человек в каждом; каждый казак имел по два подпомощника. Казаки сами выбирали себе старшего, которого польское правительство называло старшим войска запорожского, казаки же — гетманом. Реформа Стефана Батория не была утверждена сеймом и, следовательно, не получила силы закона. Распространение в Литве крепостного права способствовало бегству крестьян и переходу их в казачество. Количество казаков уже при Стефане Батории далеко перешло норму, им установленную, а 50 лет спустя перепись насчитывала до полумиллиона казаков. Кроме крестьян, в состав казачества входили и другие недовольные элементы, например многие из околичной шляхты, которой выгоднее было пользоваться казацкой свободой, нежели нести службу господарями замков. Польское правительство не могло равнодушно к этому относиться. Поводом к решительным мерам против казачества послужила попытка Ивана Волошина, или Подковы, которому помогали запорожцы, занять молдавский престол. Стефан Баторий запретил давать запорожцам селитру, порох, свинец, съестные припасы. В 1589—1590 г. сейм издал первое постановление относительно Запорожья: "Порядок со стороны Низу и Украины". Оно заключало в себе ряд суровых правил и за неисполнение их грозило смертью. Результатом этих мер была реакция со стороны казачества. В XVI веке мы знаем два казацких восстания — Косинского и Наливайка. Косинский — вероятно, один из тех безземельных шляхтичей, которые искали себе счастья среди казаков, — напал с казацким отрядом в 1591 г. на Белую Церковь, забрал здесь деньги и драгоценности и уничтожил все официальные бумаги. После этого он на целых восемь месяцев скрылся где-то в степи, но восстание, поднятое им, не прекращалось: вся Киевщина и Брацлавщина были покрыты небольшими отрядами своевольников, которые грабили земян и мещан. Волнение распространилось на Волынь и Подолье. Осенью 1592 г. возвратился из степей Косинский с хорошо вооруженным войском, собирал подати с народа, требовал от шляхты и мещан "послушенства" и присяги на верность казачеству. 2 февраля 1593 г. он был разбит при местечке Пятке польскими войсками, явился с повинной и был прощен, но скоро опять выступил против князя Вишневецкого. Поход этот был неудачен; сам Косинский был убит. Вслед за его смертью издано было новое постановление относительно запорожских казаков, по которому они объявлялись врагами и изменниками отечества. В том же 1593 г. Наливайко, грабивший в Брацлавщине, вступил в соглашение с запорожским гетманом Лободой. В следующем году соединенные их силы встретились недалеко от Белой Церкви с польскими войсками под начальством гетмана Жолкевского. Битва была жестокая, урон с обеих сторон большой; казаки отступили к Киеву в боевом порядке и переправились на левый берег Днепра. Близ Лубен произошло решительное сражение: Лобода был убит, Наливайко взят в плен и казнен в Варшаве. Из 10 тысяч казацкого войска спаслось только около 1500, под начальством Кремпского, избранного атаманом вместо Лободы. Восстания казаков на время затихают. В казачестве появляется партия, имевшая в виду мирное сближение с поляками. В 1596 г. была провозглашена Брестская религиозная уния: к политической и экономической причинам раздора между казаками и поляками присоединилась причина религиозная. В борьбе между унией и православием казаки приняли сторону последнего. В 1597 г. на короткое время вожаками вольницы являются Метла и Гедройц; затем польское правительство признает старшим Тихона Байбузу, но казачество противопоставляет ему Полузу. В 1599 г. началась у поляков война с Молдавией. Коронный гетман Замойский обратился за помощью к запорожцам и получил ее под условием, чтобы с них была снята невинно наложенная банниция и выдано жалованье. Своим успехом в Молдавии поляки многим были обязаны казакам; коронный гетман обещал хлопотать у короля об удовлетворении просьб запорожцев, но обещание это осталось неисполненным. В начале XVII века на Запорожье появляется Конашевич-Сагайдачный, человек талантливый, хороший полководец и организатор. Не будучи еще гетманом, он прославил себя целым рядом удачных походов в Турцию и Крым, вызывавших неудовольствие польского правительства: казаки считались подданными Польши, а потому их походы признавались нарушением мирных отношений между Турцией и Польшей. В 1617 г. между коронным гетманом Жолкевским и Конашевичем был заключен договор, по которому последний обязался не ходить в турецкую землю. Когда вслед за тем польское правительство обратилось к казакам с просьбой о помощи в войне с Россией, Сагайдачный согласился, но при этом заключил с поляками договор, который целиком не дошел до нас и содержание его не вполне ясно: кажется, Сагайдачный был признан кошевым на Запорожье и ему дана была власть над Киевской Украиной. Сейм не утвердил договора; Сагайдачный отступился от Киева и занялся организацией казацких полков. В то время контингент казаков значительно увеличился благодаря усиленному бегству крестьян на Запорожье, и польское правительство должно было сделать уступки казакам, так как грозила война с турками. Когда король вновь обратился за помощью к казакам, Сагайдачный согласился, но задумал провести две в высшей степени важные меры: независимость от унии и автономию казачества. В то время проездом на Украине был иерусалимский патриарх Феофан. Конашевич обратился к нему с просьбой восстановить православную церковь в том виде, как она была до Брестской унии. Патриарх согласился; король Сигизмунд III, несмотря на свой религиозный фатализм, не протестовал, но требовал, чтобы вся реформа оставалась в тайне. Это было невозможно: уже ближайший сейм опротестовал реформу Конашевича. Уничтожить ее, однако, нельзя было, особенно ввиду войны с турками. Другим условием помощи полякам в этой войне было со стороны казаков право выбора ими гетмана и старшины. Сагайдачный первый стал называться гетманом. Получив признание в этом достоинстве, он потребовал выдачи Бородавки, который был старшим и держал сторону поляков. Бородавка был предан суду и расстрелян перед казацким табором. После этого Сагайдачный пошел вместе с коронным гетманом Ходкевичем против турок и содействовал победе под Хотином (1621); во время битвы он получил смертельную рану. Реформа казачества в демократическом смысле, произведенная Сагайдачным, не находила признания со стороны польского правительства, которое при всяком удобном случае стремилось ее уничтожить. Это повело к целому ряду казацких восстаний. Первое из них было в 1625 г. Гетманом на Запорожье выбрали Жмайла, и, по установившемуся обычаю, он считался гетманом всего казачества. В это время униаты решили отобрать у правительства все киевские церкви. На помощь киевлянам двинулись запорожцы под предводительством Жмайла. На границе теперешних губерний Киевской и Херсонской, у Курукового озера, на урочище Медвежьи Лозы, казаки встретили польское войско. Произошла битва, не совсем удачная для казаков. Они принуждены были низложить с гетманства Жмайла и выбрать на место его Михаила Дорошенка, который был утвержден польским правительством. В то же время казаки заключили с поляками так называемый Куруковский договор: казакам был оставлен их суд, право выбирать гетмана и старшину; поляки обязывались платить казакам жалованье в 60 тысяч злотых ежегодно; зато число казаков было ограничено 6 тысячами и обязывались не нападать на турок. Раз что число казаков было ограничено, остальные должны были быть возвращены в крепостное состояние. Фактически это невозможно было исполнить. В 1627 г. польское правительство потребовало казаков в поход против шведского короля. Дорошенко собрал в Каневе раду, на которой было решено отказаться от этого похода на том основании, что поляки пограбили у казаков разные пожитки и не пускают их ходить за море. Казаки требовали, чтобы реестры их были увеличены до 10 тысяч и чтобы король прислал им денег и сукна тысяч на десять. В 1628 г., во время неудачного похода в Крым, Дорошенко был убит. На его место гетманом был выбран Григорий Черный, державший сторону унии и поляков. В 1630 г. в киевском округе были расставлены польские войска. Казаки возмутились и убили Черного; гетманом был избран Тарас Трясило. Против Тараса Трясила действовал коронный гетман Конецпольский. Под Переяславлем казацкий табор был осажден поляками, но взять его они не могли. Что сделалось с Тарасом, неизвестно; есть предположение, что он был выдан казаками полякам и казнен в Варшаве. Конецпольский заставил казаков выбрать гетманом Тимоху Арандаренка, но уже в 1631 г. Арандаренко был сменен, и вместо него мы встречаем Ивана Петрожицкого-Кулагу. Число реестровых казаков при нем доходило до 30—40 тысяч. Когда в 1632 г. был избран королем Владислав IV, православное духовенство получило от него привилегию, охранявшую права духовенства. Казаки послали к новому королю депутацию, прося, чтобы уничтожены были реестры, казаки не были обращаемы в крепостных и получили голос на сейме наравне со шляхтой. Лично король был не в силах это сделать, на сейме же об этом и говорить нельзя было. Только угрозами разорения панов в пограничных воеводствах Петрожицкий удержал сейм от протеста против привилегии, данной Владиславом православному духовенству. Года на два борьба казачества с поляками затихает. Казаки в это время продолжали громить берега Черного моря, под начальством запорожского кошевого Сулимы. Боясь Турции, которая вместе с Москвой собиралась напасть на Польшу, поляки обязались совершенно изгнать казаков из днепровских порогов. В 1635 г. Конецпольский поручил инженеру Бонлану построить на Днепре, ниже Самары и Князева острова, крепость Кодак. Запорожцы разорили эту крепость. Поляки послали против них два полка реестровых казаков, вступивших с Сулимой в переговоры; Сулима доверился им, впустил их в табор, а они арестовали его и всю старшину и выдали полякам. Сулима был казнен в Варшаве. Весной 1637 г. волновались казаки в Переяславле; вслед за тем вспыхнуло восстание на Запорожье, под предводительством Павлика или Павлюга. Реестровые казаки, державшие сторону правительства, отнеслись враждебно к восстанию Павлика. Они свергли с гетманства Томиленка и выбрали угодного полякам Савву Кононовича. Новый гетман стал уговаривать казаков прекратить восстание, но был убит. Павлик и его товарищ Скидан не хотели, однако, разрывать с польским правительством и объясняли убийство Кононевича тем, что он был чужеземец, москаль и неспособен к гетманству. Конецпольский объявил, что казаки тогда получат прощение, если будут принимать к себе гетманом только того, кого им даст король, сожгут все свои челны и прекратят морские походы. На это казаки не могли согласиться. 11 октября 1637 г. Павлюк издал универсал, в котором призывал всех русских на защиту веры православной против поляков, которые хотят истребить казацкое войско и обратить всех жителей в неволю. 8 декабря под с. Кумейками произошла ожесточенная битва, после которой казаки выдали полякам, во главе которых стоял Потоцкий, Павлика и Томиленка, Скидан же ушел. Выбрать нового гетмана Потоцкий не позволил, указав на то, что казаки все потеряли своим бунтом. Все выбранные полковники и старшины были отрешены; старшим был назначен Ильяш Караимович. Павлик с четырьмя товарищами был казнен в Варшаве; решено было уничтожить казачество, произведя новый выбор казаков в числе 6 тысяч и поставив начальниками над ними польских офицеров. В 1638 г. снова началось восстание в Запорожье, интересное в том отношении, что в восстании этом принимали участие не только казаки, но и крестьяне. Предводитель восстания, Остранин, был человек малоспособный и нерешительный. Он разбил поляков под Голтвой, но под Жолниным был окончательно разбит (13 июня 1638 г.) и с частью своего отряда ушел в московские пределы, где основал город Чугуев. Это была первая казацкая колония в Слободской Украйне. Казаки выбрали себе в гетманы Дмитра Гуню. Он укрепился близ устья Сулы и долго отбивался от поляков. Вынужденные недостатком съестных припасов, казаки сдались, получив обещание, что их не будут преследовать, когда они станут расходиться по домам. Обещание это не было сдержано; масса народу была казнена. Казаки были лишены права выбирать себе старшин; гетманская власть уничтожена; вместо гетмана был назначен комиссар от правительства, Петр Комаровский, с правом определять полковников. Реестр казаков был уменьшен до 1200 человек; семьи казаков, которые погибли во время последних казацких восстаний, были обращены в крепостное состояние. За казаками оставлены были их наследственные земли, но Потоцкий не привел этого постановления в исполнение, ссылаясь на невозможность межевать земли в зимнюю пору. Казаки должны были принести присягу в верности королю и Речи Посполитой; все их оружие, хоругви, булавы, доспехи были в руках победителей. Казачество, казалось, было уничтожено. В период времени с 1638 по 1648 и польские паны мало-помалу захватывают в свои руки громадные территории земли на Украине, обращают население в крепостное состояние, позволяют себе всевозможные насилия, наезды на имения владельцев и т. п. Народ обременяется массой налогов; новейшие ученые насчитывают их, по документам, до 40. Старшие к казакам назначались поляками. Поляки стеснили Запорожье и возобновили крепость Кодак; запорожцы вынуждены были вести кочевой образ жизни. Множество народу уходило в московские пределы, на Дон, и там явилось новое, донское казачество. Московское правительство поощряло его. Вследствие беззащитности края татары делали на него постоянные набеги, раза по два в год. Все это вместе взятое создавало почву для недовольства. Сам король Владислав IV в значительной степени содействовал восстанию, задумав обуздать своеволие шляхты. Чтобы осуществить этот план, он решился вступить в союз с иностранными государствами и привлечь на свою сторону остатки казаков. В 1646 г. был заключен общеевропейский союз для изгнания турок из Европы; во главе союза стала Венецианская республика. К нему примкнул и Владислав IV и под предлогом предстоящей войны с турками начал увеличивать свои военные силы путем найма иностранцев. В то же время канцлер Оссолинский отправился к казакам на Украину и вступил с ними в переговоры, результат которых нам неизвестен. Замыслы короля не могли долго оставаться тайной. Сейм 1646 г. произвел следствие над королем: он был обвинен в покушении на права шляхты, война с Турцией не была одобрена. Планы Владислава не удались, а только поселили в умах казаков убеждение, что король стоит на их стороне, шляхетство же — против них. При таком положении дел достаточно было незначительного повода, чтобы вспыхнуло восстание.Хмельниччина. Поводом к восстанию 1648 г. послужило чисто личное дело одного из казацких старшин, Богдана Хмельницкого. Чигиринский подстароста Чаплинский напал на его дом, увел его жену и тайно обвенчался с ней по католическому обряду. Сын Хмельницкого, десятилетний мальчик, был так высечен, что вскоре умер. Хмельницкий жаловался, но безуспешно; тогда он стал подготовлять восстание. Коронный гетман Потоцкий велел его арестовать, но ему удалось бежать. Вместе с перекопским мурзой Туган-беем он отправился на Запорожье; запорожцы провозгласили его старшим Войска Запорожского и под его начальством вместе с татарскими войсками выступили против поляков. Противники встретились в степи у урочища Желтые Воды (в теперешней Херсонской губернии, Александрийского уезда). Реестровые казаки, на которых рассчитывали поляки, убили своих старшин и перешли на сторону Хмельницкого. Стефан Потоцкий, командовавший поляками, хотел было отступить, но принужден был вступить в битву, кончившуюся полным поражением поляков. Поражение польского войска было так неожиданно, что коронный гетман Николай Потоцкий (отец Стефана) долго не хотел ему верить. Войско Потоцкого попало около Корсуни в засаду. Оба гетмана, коронный Потоцкий и польный Калиновский, были взяты в плен и переданы татарам. После Корсунского сражения Хмельницкий заложил лагерь у Белой Церкви и оттуда стал рассылать по Украине универсалы, возбуждая народ к восстанию. Впрочем, Хмельницкий не прочь был и помириться с поляками; с этой целью он отправил даже посольство в Варшаву с извинительным письмом к королю; но посольство это не застало Владислава IV в живых. Универсалы Хмельницкого достигали своей цели: народ восставал. Отдельные отряды (загоны) бродили по Украине, мстя полякам и евреям. Духовенство деятельно возбуждало народ бороться за веру православную. Поляками овладел панический страх. Один только Иеремия Вишневецкий не побоялся выступить против казаков. Собрав до 8 тысяч шляхтичей, живших в его владениях, Вишневецкий стал нападать на загоны, жестоко поступая с захваченными в плен. Мятеж, однако, разрастался; сладить с ним собственными силами Вишневецкий не мог и должен был уйти на правую сторону Днепра. Переправиться туда он мог только в Любече, так как ниже все приднепровское население уже примкнуло к Хмельницкому. Киев также был в руках казаков. Против Вишневецкого Хмельницкий отправил Кривоноса с отрядом силою до 10 тысяч человек. Хотя во всех стычках побеждал Вишневецкий, но постоянно принужден был отступать, боясь восставших крестьян. В конце концов он распустил свое войско и отправился в Варшаву, где в то время должны были происходить выборы короля. Положение Польши было критическое. Казацкое восстание охватило всю Украину, отозвалось и в Белой Руси. Положено было выставить против казаков 36 тысяч войска в виде земского ополчения. Вишневецкий полагал, что его назначат главнокомандующим; но его обошли, а избрали трех полководцев — ученого юриста сенатора Николая Остророга, сендомирского воеводу, изнеженного и примкнувшего к роскошной жизни князя Доминика Заславского и молодого, неопытного Александра Конецпольского. В помощь им был назначен совет из 10 лиц. У речки Пилявы (в Литинском уезде нынешней Подольской губернии) Хмельницкий встретил поляков, расположившихся лагерем, распустил слух, что ожидает помощи татар и, перерядив отряд Кривоноса в вывороченные кожухи, так напугал поляков, что они бросились в бегство. Осадив Замостье, Хмельницкий послал в сейм послов с обещанием прекратить военные действия, если на польский престол будет избран Ян-Казимир; вероятно, Хмельницкий находился с ним в сношениях. Члены сейма, испугавшись угроз казаков, выбрали Яна Казимира, который потребовал от Хмельницкого исполнения его обещания. Хмельницкий повиновался, отступил сначала к Киеву, затем к Переяславлю и там ожидал польских послов для переговоров. Посольство прибыло, но поляки не хотели делать никаких уступок. В это время к Хмельницкому приходили послы из Крыма, Турции, Молдавии, от трансильванского князя Ракочи, от царя Алексея Михайловича. Хмельницкий вновь издал универсалы с призывом на войну. Они имели такое действие, что все бросали свои занятия и шли в войско. В деревнях оставались только старики, калеки, женщины и дети, но и старики нередко ставили вместо себя наемников. Хмельницкий разделил весь народ на полки, полки на сотни, сотни на курени. Это были деления не только военные, но и территориальные (см. ниже). На правой стороне Днепра было 12 полков, на левой — столько же; число сотен в полку было неопределенно. Название "казак" потеряло свое специальное значение и распространилось на все малорусское население. Собрав войско и дождавшись крымского хана, Хмельницкий двинулся вместе с ним против поляков и настиг их у города Збаража. У Хмельницкого было 150 тысяч войска; он окружил польский лагерь и начал правильную осаду. Противники окопались валами. Положение польского войска, которым на этот раз начальствовал Иеремия Вишневецкий, было очень затруднительно, но на выручку ему шел сам король. Узнав об этом, Хмельницкий оставил часть войска под Збаражем, а сам двинулся навстречу королю. Армии встретились в Галиции, под Зборовом. 5 августа 1649 г. произошло сражение, кончившееся поражением поляков. Тогда канцлер Оссолинский решил употребить хитрость и, войдя в переговоры с ханом крымским, отделил его от Хмельницкого. Между Польшей и крымским ханом заключен был мир; поляки должны были дать подарки хану и простить казаков. После этого и Богдану Хмельницкому ничего не оставалось, как вступить в переговоры с королем; 9 августа был заключен так называемый Зборовский договор, по которому казаки не получили, в сущности, ничего нового; им были только подтверждены все права, которыми они когда-либо пользовались. Число войска запорожского должно было простираться до 40 тысяч; составление списков поручалось гетману; позволялось вписывать в казаки жителей как шляхетских, так и королевских имений. Евреи не могли жить в казацких полках; король позволил киевскому митрополиту заседать в Сенате; все должности и чины в воеводствах Киевском, Черниговском и Брацлавском король обещал замещать лицами православного исповедания; русские православные школы должны были оставаться в целости; иезуиты не могли жить в Киеве и других городах, где были православные школы; казаки и шляхта, приставшая к ним, должны получить прощение; договор должен быть утвержден на сейме. Когда Ян-Казимир подписал этот договор, Хмельницкий яв

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.